Особенности системы образования в Финляндии в 2020 году

Средние профессиональные училища

Управление системы образования предусмотрело еще один альтернативный вариант обучения для старшеклассников – средние профессиональные училища. Их в стране 334, общее число учащихся в них – 160 тысяч человек.

Отбор в учебные заведения этого типа осуществляется по среднему школьному баллу. Их выпускники получают специальное образование по определенной профессии. Продолжительность обучения – 3 года. Освоить профессию можно практически в любой отрасли: сельское хозяйство, спорт, искусство. По окончании можно подать документы для поступления в университет. После сдачи выпускных экзаменов учащиеся могут выбрать любой вуз страны.

Гимназия является альтернативой старшей школе. Выбрать учебное заведение ученик может самостоятельно. На текущий момент в Финляндии работает 441 гимназия, общее количество учащихся в них составляет 130 тысяч человек.

А в чём отличия?

Отличия финской системы от российской можно перечислять долго. Если советские (а отчасти и российские) дети с детства знают, что учёба – это упорный труд, то в Финляндии при учёбе в школе не принято напрягаться. Никто не учится в выходные, потому что у человека должно быть время на отдых и занятия спортом. Никто не тратит на домашние задания больше получаса в день, потому что человек должен проводить домашние часы с семьёй, а не с учебниками. Занятия никогда не начинаются рано утром, потому что школьники должны высыпаться. Упор делается на то, что учёба должна быть занятием простым (стресс вреден!) и интересным.

Оценок в младших классах нет в принципе. В старших они появляются, но больше как формальность, чем как стимул. Кроме того, оценку знают только учитель и сам ученик, поэтому никакого соревновательного духа, амбиций, прославления отличников или высмеивания двоечников нет в помине. Если ученик не справился с заданием, то это не его проблема, а проблема учителя – он объяснит непонятное ещё раз. Таким образом, оценка нисколько не мотивирует школьника. Финские дети учатся потому, что им интересно, и потому, что уверены: полученные в школе знания пригодятся им в жизни. Именно поэтому в финских школах не принято списывать или подсказывать – обманывать некого и незачем.

Фиксированных программ по предметам тоже нет. Образовательный стандарт содержит перечень навыков, а не прослушанной информации или потраченных на изучение предмета часов. То есть вовсе не факт, что ученик должен прочитать произведения конкретных писателей или выучить конкретные формулы. Но зато школьник должен уметь находить нужную информацию и понимать незнакомый текст. Выбор конкретного материала делает учитель.

Выходцев из России, чьи дети учатся в Финляндии, обычно поражает, что ученики старших классов в Финляндии не знают таблицу умножения. С математикой в финских школах и правда всё непросто – многому ли научишь за три урока в неделю? В основном, решаемые задачи привязываются к реальной жизни: вычислить стоимость товара, уценённого на заданное количество процентов, узнать налог, который потребуется заплатить за наследство и так далее. Вообще задача «напичкать» ученика как можно большим объёмом знаний не ставится, а те знания, которые ему пытаются передать, должны быть полезны для него в повседневной жизни.

Один из таких «полезных» предметов – иностранные языки. Поскольку Финляндия – двуязычная страна, школьники в обязательном порядке изучают финский и шведский. Третий обязательный язык – английский, его в Финляндии знают практически все. Как правило, в старших классах школьники изучают ещё какой-нибудь язык – например, китайский или русский. Поскольку ставка делается на комфортное обучение, ни о какой грамматике, конечно, речь не идёт. Поэтому читать и обсуждать сложные тексты получается не у всех, но на всех изучаемых языках школьники свободно объясняются на бытовые темы.

Финские дети ничего не учат наизусть, даже стихи (как известно, финский язык не рифмуется в принципе). В школах нет специализации, и выбор одного предмета за счёт другого не приветствуется: все изучают все предметы, просто на том уровне, на котором могут и хотят. Много часов в учебных программах отводится спорту, изобразительному искусству, пению, игре на музыкальных инструментах (за годы обучения дети пробуют играть на нескольких), иностранным языкам, домоводству, основам религии (представители каждого вероисповедания изучают своё, атеисты – так называемое «жизнепонимание», что-то вроде философии). Остальные предметы – физика, химия, география, история, математика и другие – конечно, тоже присутствуют, но на них выделяется довольно скромное количество часов.

В финских школах нет плохих и хороших учеников. Сами школы тоже не делятся на плохие и хорошие, поэтому большинство детей идут учиться в ближайшую. Соответственно, качество образования не зависит ни от достатка семьи, ни от региона, где проживает ребёнок, ни даже от его способностей.

Финляндия гордится минимальным разрывом между «высокими» и «низкими» достижениями школьников. Цель системы образования – вырастить здорового, спокойного человека, обладающего набором необходимых для жизни и будущей работы компетенций. При этом основное внимание уделяется слабым и отстающим ученикам: для них разрабатываются специальные методики, с ними дополнительно занимаются. Но в такой ситуации неминуемо страдают одарённые дети. Умный и способный ребёнок в финской школе явно недозагружен, ему не дают развиваться, его таланты никому не нужны: в стране нет задачи массово растить гениев или готовить молодых людей к поступлению в Оксфорд. Тут вопрос уже к родителям: если они вовремя заметят у своего ребёнка определённые способности и если в семье есть средства, то ребёнка можно отдать в частную школу. Таких школ в Финляндии немного, но всё же они есть.

Признаком успешности финской системы принято считать высокие результаты школьников этой страны в международном рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment), где проверяется способность использовать полученные знания и навыки на практике. Правда, успех начала 2000-х годов, когда Финляндия лидировала в рейтинге, уже в прошлом. По последним данным, финских школьников уже опережают азиаты – Корея и Китай (а система образования там вовсе не отличается комфортностью – profiok.com).

Читайте также:  Сколько времени занимает получение загранпаспорта?

Признаком успешности финской системы принято считать высокие результаты школьников этой страны в международном рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment), где проверяется способность использовать полученные знания и навыки на практике. Правда, успех начала 2000-х годов, когда Финляндия лидировала в рейтинге, уже в прошлом. По последним данным, финских школьников уже опережают азиаты – Корея и Китай (а система образования там вовсе не отличается комфортностью – profiok.com).

Особенности обучения в ВУЗах

Длительное время нахождения в составе Шведского королевства привело к тому, что шведский язык стал почти таким же родным, как и национальный. Его непременно изучают в школе. Обучение в Финляндии в учреждениях высшего звена происходит как по-фински, так и по-шведски.

Финский ВУЗ Сайма Лапеентранта

С развитием межнационального общения, много обучающих программ начали проводить по-английски, и год от года их количество увеличивается. В англоязычные группы собирают студентов и преподавателей из самых разных стран, что предполагает признание результатов обучения многими государствами.


Так выглядит сертификат TOEFL

Система среднего образования в Финляндии

Финское среднее образование имеет два направления: общее среднее образование и профессиональное обучение. Оба этих направления предназначены для студентов от 16 до 19 лет.

Общеобразовательные школы общего профиля предназначены для учащихся, которые планируют поступать в университеты. Школы профессионального образования и обучения предназначены для учащихся, которые переходят на работу после завершения среднего образования. Учащиеся обоих направлений могут сдать государственный экзамен на аттестат зрелости и поступить в университет, если их оценки будут конкурентоспособными

Цель общего среднего образования состоит в том, чтобы способствовать развитию учащихся в хороших, сбалансированных и цивилизованных людей и членов общества и обеспечить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшего обучения, трудовой жизни, личных интересов и разностороннего развития их личность. Кроме того, образование должно поддерживать возможность студентов для обучения и саморазвития в течение их жизни (закон о старших классах средней школы 629/1998).

Цель общего среднего образования состоит в том, чтобы способствовать развитию учащихся в хороших, сбалансированных и цивилизованных людей и членов общества и обеспечить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшего обучения, трудовой жизни, личных интересов и разностороннего развития их личность. Кроме того, образование должно поддерживать возможность студентов для обучения и саморазвития в течение их жизни (закон о старших классах средней школы 629/1998).

Требования при поступлении

На сегодняшний день в Финляндии представлено большое количество учебных программ на английском языке. Это и бакалаврские, и магистерские уровни. Но бесплатными являются только образовательные программы на финском и шведском языках.

Уровень английского языка по тесту IELTS для поступления в финский университет должен быть от 6 для бакалавров и от 6,5 для магистров и докторов.

Отдельно стоит сказать о вступительных экзаменах в финские высшие учебные заведения. Подходы во многом отличаются от привычных в России и странах СНГ.

  • Умение изучать и анализировать информацию;
  • Навыки работы в команде;
  • Креативность;
  • Творческий подход.

Часто в экзаменах используются реальные отчеты финских компаний. За определенный срок до начала тестирования абитуриенты должны ознакомиться с материалом, а на самом вступительном испытании по нему будут предложены вопросы, практические задания как индивидуальные, так и для работы в группе.

Часто в качестве заданий предлагается провести SWOT-анализ какого-либо объекта.

Lisensiaatin tutkinto – лиценциат. Альтернативный вариант докторантуре. Длительность программ – 2 года. В основном пользуется популярностью у работающих студентов. Эта программа интересна тем, кто хочет повышать свой образовательный уровень и участвовать в научных исследованиях.

Школьное образование

В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.

Школа делится на 2 уровня:

  • начальная,
  • старшая.

Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

  • математику,
  • чтение,
  • родной язык,
  • природоведение.

Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.

Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания.

В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.

Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий. Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени. В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

Читайте также:  Вид на жительство (ВНЖ) в Польше для россиян и белоусов

В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.

Эффективен ли этот метод?

Однако не все преподаватели разделяют энтузиазм по поводу метода проблемно-ориентированного обучения. Например, учитель физики Юсси Тануанпаа опасается, что получаемые таким образом знания не будут достаточно глубокими, чтобы подготовить их к высшему образованию.

Он преподает физику в городке Лието, недалеко от Турку. По его словам, до 30% учеников старших классов, которые записываются на курс высшей математики, вынуждены переходить на более низкий уровень.

Его также беспокоит то, что этот метод увеличивает разрыв между менее и более способными учащимися, а ведь в Финляндии этот разрыв всегда в прошлом был минимальным.

“Эта модель преподавания хороша для самых способных детей, которые понимают, чему именно они учатся в ходе эксперимента. Она предоставляет им свободу в определении темпа обучения, они переходят к следующему этапу, когда чувствуют себя готовыми к этому”, – говорит учитель.

“Но менее способные дети не всегда могут разобраться в этом и нуждаются в постоянной поддержке преподавателя. Разрыв между самыми способными и не очень способными детьми уже сейчас становится всё шире, и я очень боюсь, что в будущем он станет еще большим”, – замечает Юсси.

Другие преподаватели опасаются, что новые методы ведут к увеличению их рабочей нагрузки, а более пожилые преподаватели оказываются в неловком положении, потому что не обладают компьютерными знаниями и навыками, которые естественны для их молодых коллег.

Преподаватель педагогического факультета Хельсинкского университета Яри Салминен отмечает, что сходные методы обучения испытывались в прошлом, еще сто лет назад, и не принесли успеха.

“Многие гости из других стран спрашивают меня – зачем вам менять систему, которая приносит такие хорошие результаты? Для меня это тоже загадка, потому что у нас нет никаких данных на школьном уровне, что проблемно-ориентированное обучение улучшает результаты в целом”, – говорит Салминен.

Аннели Раутайнен, сотрудница национального агентства Финляндии по образованию, соглашается с тем, что новая модель обучения приветствуется не всеми. По ее словам, она вводится постепенно; от школ требуется вводить только один проект ПОО в год.

“Мы хотим стимулировать учителей к работе с новой моделью, но разворачиваем ее медленно. Предметы и оценки по ним из школьной программы никуда пока не делись, но мы хотим, чтобы при обучении ставилась цель по приобретению навыков”, – объясняет она.

А как насчет результатов?

“Мы не очень пока интересуемся статистикой, но надеемся, что результативность нового метода проявится в успеваемости наших детей, оцениваемой международными программами, такими как PISA”, – говорит она.

А как насчет результатов?

В финских школах планируют отказаться от предметов. Но стоит ли?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Финляндия уже давно славится высоким качеством школьного образования, традиционно занимая самые высокие позиции в международной системе рейтингов. И вот теперь в стране началось обсуждение реформ в системе образования, в рамках которых центральное место в программе обучения должны занять не традиционные предметы, а определенные навыки и умения учащихся.

    Эту идею поддерживают далеко не все, и высказываются опасения, что ее осуществление приведет к падению уровня школьного образования.

    В отдаленной деревне на юге Финляндии – раннее хмурое утро, но мысли 12-летних школьников прикованы к совсем другой реальности – к истории Древнего Рима.

    Учитель показывает классу видео, тема которого – извержение Везувия и гибель города Помпеи. Видео показывается на большом классном интерактивном дисплее.

    После его показа ученики достают свои собственные планшетные компьютеры и пишут короткие сочинения-эссе. Перед ними поставлены задачи: сравнить жизнь в древнем Риме с жизнью в современной Финляндии. Одна группа сравнивает римские бани и современные курорты; другая – Колизей и современные стадионы.

    Тут же в классе стоит трехмерный принтер, на котором школьники могут создать миниатюрную модель римского здания.

    Такой интерактивный урок истории сильно отличается от традиционного, замечает учитель общеобразовательной школы в Хаухо Алексис Стенхолм. Дети получают навыки одновременно в области сравнительного изучения культур, коммуникации, научной методологии и технологии.

    “Каждая группа превращается в экспертов в своей области, а затем результаты их исследования представляются классу”, – объясняет преподаватель.

    Тут же в классе стоит трехмерный принтер, на котором школьники могут создать миниатюрную модель римского здания.

    Особенности образовательной системы в Финляндии

    Алексей Филиппов, кандидат философских наук

    Действительно эта система крайне интересна. Не вдаваясь особо в подробности структуры финской системы образования, хочется выделить то, что непривычно, что выделяется на фоне нашей системы образования, то, чем она непохожа. Многие говорят, что финская система взяла что-то от советской школы – и да, и нет. Действительно было небольшое советское влияние, оно было через ГДР, но в общем и целом это влияние минимальное. Если мы посмотрим именно на структуру образования в Финляндии, начиная с детского сада и заканчивая высшим общим образованием, то мы увидим, что она очень похожа на царскую структуру, дореволюционную, неслучайно финны входили в состав Российской империи и действительно структура образования очень похожа. А вот содержание образования существенным образом отличается от российского, да во многом и от европейского.

    Финские вузы

    Для наглядного примера рассмотрим несколько знаменитых финских вузов.

    Университет Хельсинки. Один из старейших и крупнейший университетов Финляндии. В вузе обучается порядка 40 тысяч студентов, 5 тысяч из которых – аспиранты. Здесь можно получить степень бакалавра, магистра и доктора наук. В рамках учебного заведения функционирует ботанический сад и много других организаций.

    Читайте также:  Работа в Турции для русских и не только: главные аспекты и особенности поиска вакансий

    Университет искусств (Хельсинки). Вуз был учрежден в 2013 году путем слияния трех университетов государства, специализирующихся на живописи, музыке и театре. Сегодня здесь учится около двух тысяч человек. Примечательно, что данное учебное заведение лидирует по количеству иностранцев (29% от общего количества приезжих студентов Финляндии).

    Технологический университет Лаппеэнранта. Еще один вуз, которым может похвастаться Финляндия. Хельсинки – не единственный город, в котором можно получить качественное высшее образование, и университет города Лаппеэнранта является отличным тому оказательством. Вуз вместе с городской администрацией разработал концепцию, по которой малые домашние хозяйства могут помогать централизованной городской энергосети, переводя в нее избыточную солнечную энергию со своих панелей.

    Технологический университет Лаппеэнранта. Еще один вуз, которым может похвастаться Финляндия. Хельсинки – не единственный город, в котором можно получить качественное высшее образование, и университет города Лаппеэнранта является отличным тому оказательством. Вуз вместе с городской администрацией разработал концепцию, по которой малые домашние хозяйства могут помогать централизованной городской энергосети, переводя в нее избыточную солнечную энергию со своих панелей.

    Учебные заведения второй ступени

    Вторая образовательная ступень в Финляндии разделяется на средне-специальное и высшее образование. После завершения основной школы ребята выбирают следующий образовательный этап самостоятельно: гимназия, колледж, ВУЗ. В случае неготовности принятия решения ученики имеют право продолжить обучение в лицее по программе lukio, которая выстроена наподобие привычных нам 11-12 классов, программа которых направлена на общее развитие.

    Первая учебная ступень дает подростку право поступить в высшее учебное заведение. Такое образование представлено в Финляндии двумя учреждениями:

    1. Университеты — более теоретические знания, учеба представлена как исследовательско-научный проект;
    2. ВУЗы — практическая образовательная программа, подразумевающая прохождение учебной практики.

    Срок обучения варьируется от 3,5 до 4,5 лет. По завершении студенты получают диплом о высшем образовании. На его основе можно получить профессиональное высшее образование, отработав 3 года по изученной профессии на финляндское государство.

    • Всеобщее равенство (между учениками, родителями, педагогами, отдельными учебными заведениями);
    • Индивидуальность (для каждого ученика составляется индивидуальная программа развития);
    • Доступность (общее обучение, обеды, учебники, канцелярские принадлежности предоставляются бесплатно);
    • Практичность (главная задача педагогов — научить детей принимать решения, думать о будущем и жить самостоятельно).

    Начало истории

    Расположение парка Южных культур было предопределено генералом Д. В. Драчевским. В далеком 1910 году, на территории своего имения на участке площадью 11 га, Даниил Драчевский решил разбить цветущий оазис. Создавать растительный шедевр он поручил ландшафтному архитектору А. Э. Регелю, автору известной книги по садоводству и созданию художественных садов. Воплощал же все на месте сочинский садовник, чех по национальности, Роман Карлович Скривамек. Ведущая композиционная роль принадлежит прудам и декоративным водоемам.

    Мелкие дорожки, извилистые тропинки разделяют дендрологический парк на зоны. На открытых полянах расположены редкостные культуры, это гималайский кедр, тюльпановое дерево, пихты, эвкалипты. Реконструкция дендрария продолжается и ведется она строго по проекту Регеля.

    Верхний парк

    Сразу скажу, что в парке мы были в начале марте и совершенно не рассчитывали увидеть буйное цветение растений.

    И, правда, сначала парк «Южные культуры» нам показался вполне обычным. Около входа к нему вплотную подступают соседние дома.

    Однако очень скоро мы поняли, что совсем не зря сюда приехали. И в марте здесь было на что посмотреть.

    Багряник китайский еще только собирался зацвести в полную силу

    Зато айва японская была в самом цвету

    Раскрывала свои нежные бутоны магнолия

    Среди рядов декоративной капусты кое-где пробивались тюльпаны

    На клумбах были высажены примулы и анютины глазки

    По парку проложены аккуратные дорожки

    Верхний парк заканчивается смотровой площадкой с балюстрадой

    По лестнице, украшенной вазонами, спускаемся в нижний парк.

    На спуске можно отдохнуть на лавочке среди бамбуков.

    Эта белая беседка на фото сверху – единственное, что разочаровало нас в этом парке. Пошел сильный дождь, и мы надеялись укрыться от него в беседке. Однако, подойдя ближе, обнаружили, что укрываться не под чем. Зато поблизости нашлось дерево с густой кроной, под которой мы и переждали дождь.

    Парк «Южные культуры» Сочи – Адлер, цена, фото

    В Адлерском районе Большого Сочи расположилось настоящее сокровище отечественного юга ‒ дендрологический парк «Южные культуры». Площадь его территории составляет 11 гектар, всю ее можно обойти не спеша за час-полтора. Посетители парка смогут познакомиться с необычными представителями южной флоры. Экспозиция будет интересна как взрослым, так и детям.

    В Адлерском районе Большого Сочи расположилось настоящее сокровище отечественного юга ‒ дендрологический парк «Южные культуры». Площадь его территории составляет 11 гектар, всю ее можно обойти не спеша за час-полтора. Посетители парка смогут познакомиться с необычными представителями южной флоры. Экспозиция будет интересна как взрослым, так и детям.

    От Олимпийского парка

    От Олимпийского парка ходят всего два маршрута до Парка — это №124С и № 57. Рекомендуется выбирать первый маршрут, так как путь позволит сэкономить около двадцати минут и займет, согласно данным спутника — 54 минуты. Выходите на остановке «Парк Южные Культуры».

    Маршрут № 57 отправляет от остановки «Олимпийский проспект», которая находится в получасе прогулки от сердца Олимпийского парка. Путь до Парка Южной Культуры продлится один час без учеба пробок. Стоит заметить, что водитель останавливает по требованию — поэтому оповестите о выходе после остановки «Птицефабрика». Главный вход в парк будет в двух минутах от остановки направо к морю.

    Далее, пересев на автобусы №57, №59, №132, №171, и проехав шесть остановок, выходите после «Торговый центр (Адлер)» на остановке «Птицефабрика». Вход в парк будет справа от вас и с остановки его невозможно незаметить.

    Добавить комментарий