Соглашение об избежании двойного налогообложения с Турцией

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 декабря 1997 года

Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Правительство Российской Федерации и Правительство Турецкой Республики,

руководствуясь стремлением заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и в целях развития экономического сотрудничества между обоими Государствами,

согласились о нижеследующем:

2. В качестве налогов на доходы будут рассматриваться все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или с отдельных его элементов, включая доход от отчуждения движимого и недвижимого имущества.

Соглашение РФ с ним о налогообложении договорились скорректировать

Как сообщил в понедельник Минфин, российская сторона убедила переговорщиков Кипра изменить соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) в части увеличения налога на дивиденды и проценты до 15%. РФ остановила процесс денонсации соглашения, о котором было объявлено неделю назад. По оценкам Минфина, по итогам нового СИДН ежегодные дополнительные поступления в бюджет РФ составят до 150 млрд руб. Участники рынков ожидают текста нового соглашения, чтобы увидеть там формулировки по ряду послаблений и исключений для институциональных инвесторов и публичных компаний — новое соглашение будет для них мягче, чем то, что они получили бы при расторжении СИДН. Аналогичные переговоры с Мальтой и Люксембургом должны завершиться до конца августа.

Минфин Кипра принял условия РФ по внесению изменений в российско-кипрское соглашение об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Как сообщает российский Минфин, в переговорах приняли участие зампред правительства Алексей Оверчук и статс-секретарь — замглавы Минфина Алексей Сазанов. Делегацию Кипра возглавил министр финансов Константинос Петридис. В его аккаунте в Twitter и появилось в понедельник первое сообщение о том, что стороны достигли согласия. «Кипрская делегация полностью согласилась с условиями российской стороны. Мы парафировали проект протокола, который должен быть подписан в сентябре 2020 года»,— сообщил Алексей Оверчук. Ратификация протокола должна состояться до конца 2020 года, и он вступит в силу с 1 января 2021 года.

Объявленный неделю назад (см. “Ъ” от 3 августа) процесс денонсации СИДН Россия остановила. В течение месяца ожидается завершение переговоров по пересмотру аналогичных соглашений с Мальтой и Люксембургом. Для них российская сторона, по официальным данным, предложила те же условия, что и для Кипра.

По словам партнера налоговой и юридической практики PwC Екатерины Лазориной, завершение переговоров с Кипром — «позитивная история». «Многие наши клиенты после последнего заявления Минфина РФ переживали, что переговоры зашли в тупик, тогда пострадал бы широкий спектр участников — не только инвесторы, но и транспортные компании, финансовый сектор, IT»,— считает она. Теперь же участники рынков ожидают текста нового СИДН, чтобы получить ясность по обещанным исключениям. Пока известна лишь часть.

Как сообщил в понедельник Минфин, российская сторона убедила переговорщиков Кипра изменить соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) в части увеличения налога на дивиденды и проценты до 15%. РФ остановила процесс денонсации соглашения, о котором было объявлено неделю назад. По оценкам Минфина, по итогам нового СИДН ежегодные дополнительные поступления в бюджет РФ составят до 150 млрд руб. Участники рынков ожидают текста нового соглашения, чтобы увидеть там формулировки по ряду послаблений и исключений для институциональных инвесторов и публичных компаний — новое соглашение будет для них мягче, чем то, что они получили бы при расторжении СИДН. Аналогичные переговоры с Мальтой и Люксембургом должны завершиться до конца августа.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

Соглашение об избежании двойного налогообложения: как дважды не платить налог на доходы от зарубежной недвижимости

Налоговый резидент России — лицо, проживающее в стране не менее 183 дней в году. Статус российского налогового резидента имеют многие владельцы заграничной недвижимости, которые получают доход от аренды или при продаже объектов.

На весь свой мировой доход российские налоговые резиденты платят налоги в России. Налоги с доходов от недвижимости резиденты платят ещё и в стране расположения объекта, если это предусмотрено местными законами.

Однако налог не всегда платится два раза. Есть возможность перезачесть уплаченный налог за рубежом, если это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения (сокращенно — СоИДН). В таком случае в России не нужно будет платить налог или нужно будет доплатить только разницу до российской ставки.

Соглашение об избежании двойного налогообложения — это договор между двумя странами. В нём прописаны правила налогообложения доходов резидента одной страны, если такие доходы он получил в другой.

Соглашение об избежании двойного налогообложения: как не платить налог дважды?

При покупке жилья для личного пользования, как правило, не возникает проблем с выплатой налогов. Но зарубежную недвижимость все чаще сдают в аренду для получения дохода. Собственность является объектом для налогообложения в том государстве, на территории которого она находится. Но как быть, если ее владелец — налоговый резидент другой страны? Встает вопрос о том, как не платить налог дважды. Аспекты, связанные с выплатой налогов на прибыль, регулирует соглашение об избежании двойного налогообложения.

Два государства — один налог

Каждая страна имеет право взимать налоги на своей территории, в том числе с доходов иностранных граждан. Государства на международном уровне заключают соглашения для того, чтобы владельцам недвижимости не приходилось платить налог дважды: в одной стране — потому что владелец является ее резидентом, в другой — потому что собственность находится на ее территории.

«Ни физическое, ни юридическое лицо не может самостоятельно выбирать страну для уплаты налога,— говорит Анатолий Розенберг, управляющий партнер юридической фирмы „Розенберг и партнеры».— В соглашениях между государствами указываются условия, при которых лицо становится налогоплательщиком в той или иной стране. Для физического лица это зависит от многих факторов, среди которых — источник налогообложения, гражданство, резидентство, постоянное местопребывание. Для юридического лица основным требованием является наличие представительства на территории иностранного государства».

Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 74 государствами, среди которых — популярные у россиян Болгария, Египет, Франция, Кипр, Турция. К 2012 году Россия планирует подписать соглашение с Латвией. До сих пор такой договор не заключен с Эстонией.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые это соглашение регулирует, а также круг лиц, на которых распространяются нормы документа. Приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения соглашения. Международные соглашения определяют правила разграничения прав каждого государства по налогообложению организаций и физических лиц. Но методы реализации этих положений (порядок уплаты налогов и способы привлечения к ответственности за нарушения) устанавливаются внутренним законодательством каждой страны.

«Отличия между юридическими и физическими лицами в аспекте избежания двойного налогообложения заключаются в объекте налогообложения. Для физических лиц объектом налогообложения является доход и соответственно установлен налог на доходы физического лица, для юридических лиц объектом налогообложения является прибыль,— объясняет Розенберг.

В Российской Федерации налогами, рассматриваемыми в рамках международных соглашений, являются НДФЛ (для физических лиц) и налог на прибыль (для юридических лиц). В зарубежной практике встречаются налог на доход, налог на доходы от прироста стоимости имущества (для физических лиц), налог с корпораций, налог от прироста стоимости имущества (для юридических лиц).

Одна из целей таких соглашений — препятствовать уклонению от уплаты налогов и способствовать обмену информацией по налоговым преступлениям. Так, осенью 2010 года Россия и Кипр подписали протокол к договору об избежании двойного налогообложения, который позволяет обмениваться информацией о налогах и исключает Кипр из «черного» списка оффшоров.

Метод зачета

Статья 311 Налогового кодекса РФ позволяет россиянам зачитывать налоги, выплаченные за рубежом.

«В течение налогового периода при подаче декларации налогоплательщик имеет право просить зачесть налоги, уплаченные в другом государстве, при определении налоговой базы в целях налогообложения. Для этого он обязан предоставить документы из иностранного государства об уплате налогов»,— объясняет Анатолий Розенберг.

Но зачет возможен в том случае, если налоги, взимаемые обеими странами, идентичны, сумма не превышает предельно возможную величину, налог был фактически уплачен за границей, налогоплательщик собрал все необходимые документы и предоставил декларации и по российскому, и по иностранному налогу.

Если доход, полученный за рубежом, не включается в налогооблагаемый доход в России, то зачет производить нельзя.

Сумма зачитываемого налога не должна превышать величины российского налога. Если налог в государстве-источнике дохода ниже, то в России доплачивается недостающая часть суммы. Допустим, россиянин сдает в аренду дом во Франции и получает 18 000 евро в год. Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50% в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 000 евро облагается налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов — 20%. Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Кроме того, он обязан платить ежегодный подоходный налог и в России, ставка которого для физических лиц — 13%. В России не действует система вычетов при уплате налогов, значит, платить ему придется с полной суммы в 9 000 евро, то есть 2 340 евро в год. Но поскольку между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину не придется платить два налога. Из 2 340 евро, которые нужно заплатить в России, будут вычтены 1 800 евро. Таким образом, налогоплательщик заплатит 1 800 евро во Франции и 540 евро в России.

Читайте также:  Получение визы в ОАЭ для белорусов

Не забудьте о декларации

Чтобы не платить налог дважды, налоговые резиденты (лица, проживающие на территории России не менее 183 дней в году) должны подать декларацию о доходах в российские налоговые органы. Кроме того, если налоги были уплачены за рубежом, необходимо предоставить справку, подтверждающую это.

Во всех странах существуют разные сроки подачи декларации о доходах. В России это необходимо сделать до 30 апреля, в США — до 15 апреля, в Германии — до конца мая, во Франции — до 1 сентября, в Великобритании — до 31 октября. Собственники часто сталкиваются с ситуацией, когда срок подачи декларации в России наступает раньше, чем в той стране, где находится недвижимость.

«В этом случае необходимо исходить из принципа «источник дохода» и обязанности уплаты налога в стране происхождения такого дохода. Нужно руководствоваться нормами государства, в котором наступает обязанность по уплате налога. Если она наступает позже, чем в РФ, то в декларацию доходы логично не включать, так как в стране происхождения дохода налоговый период еще не окончился»,— считает Розенберг.

На территории тех стран, где приобретается недвижимость, россияне платят налог по ставке, которая зачастую выше, чем ставка для резидентов. В каждом государстве — свои ставки, и рассчитываются они по разным схемам. Например, в Австралии максимальная ставка подоходного налога для нерезидентов может достигать 46,5%, во Франции ставка для иностранцев — 20—25% от полученной прибыли, в Великобритании — 20%. Перед тем, как сдавать зарубежную собственность в аренду, рекомендуется изучить местное налоговое законодательство и условия, указанные в соглашении об избежании двойного налогообложения. Это поможет избежать проблем с налоговыми органами.

Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов — уголовное преступление, поэтому не получится безнаказанно платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине.

«Сдача налоговой декларации — это обязанность налогоплательщика, вне зависимости от того, в какой стране он платит налоги»,— говорит Анатолий Розенберг.

Страны, с которыми Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения (май 2011):

Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Армения
Белоруссия
Бельгия
Болгария
Бразилия
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Германия
Греция
Дания
Египет
Израиль
Индия
Индонезия
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Канада
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
Кувейт
Ливан
Литва
Люксембург
Македония
Малайзия
Мали
Марокко
Мексика
Молдова
Монголия
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Северная Корея
Сербия
Сингапур
Сирия
Словакия
Словения
США
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
ЮАР
Южная Корея
Япония

Статья 311 Налогового кодекса РФ позволяет россиянам зачитывать налоги, выплаченные за рубежом.

Финансовый разворот: почему Россия выходит из соглашения о двойном налогообложении с Кипром

Минфин России запустил процедуру выхода страны из соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром. Об этом в понедельник, 3 августа, сообщила пресс-служба министерства.

Ведомство пошло на такой шаг для выполнения поручения президента России Владимира Путина. В конце марта глава государства распорядился повысить налог за перевод дивидендов и процентов на зарубежные счета до 15% с 2021 года.

«Все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас две трети таких средств, а, по сути, это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются ставкой налога лишь в 2%», — указал Путин.

Российский лидер отметил, что такой шаг потребует корректировки соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. В случае отказа государств принять новые условия Россия будет в одностороннем порядке выходить из подобных договоров.

«Отмена соглашения с Кипром — это продолжение курса российского правительства на деофшоризацию. Договор предоставлял достаточно большую налоговую лазейку, которую использовали много лет. Дело в том, что при регистрации на Кипре бизнес мог заплатить только кипрский налог и избежать налога в России», — объяснил в разговоре с RT налоговый юрист компании «Ракета» Николай Данилов.

Как отмечают в Минфине, за время действия соглашения с Кипром его юрисдикцией воспользовались многие российские компании. Так, в 2018 году в республику было выведено 1,4 трлн рублей, а в 2019-м — более 1,9 трлн.

«Существующее налоговое соглашение с Кипром предусматривает очень привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка в России (13—15%). Минфин предложил коллегам на Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не увенчались успехом», — говорится в сообщении российского Министерства финансов.

В ведомстве объяснили, что ответные предложения Кипра содержали различные исключения и тем самым размывали эффект от инициативы для российского бюджета. В результате безналоговый вывод значительных объёмов денег из России в республику мог бы продолжиться, считают в Минфине.

«Вместе с тем, принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно в течение этой недели провести очные переговоры на Кипре с тем, чтобы выйти на решение, но получила отказ», — добавили в министерстве.

По словам экспертов, повышение ставки налога при выводе дивидендов на Кипр до 15% привело бы к тому, что регистрация офиса и в России, и на острове стала бы одинаково привлекательной для компаний. Между тем после разрыва соглашения бизнес будет вынужден платить сразу два налога: сниженный — на Кипре и более высокий — в России. Таким образом, регистрировать российскую компанию в республике становится невыгодно, объяснил Николай Данилов.

Как рассказал RT главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, другие популярные страны с низкими налогами могут также отказаться от предложения Москвы, что приведёт к аналогичному разрыву соглашений. В результате национальные компании начнут активнее регистрировать свои офисы в России, считает эксперт.

«Такая ситуация может принести бюджету порядка 100—160 млрд рублей в год. Но, безусловно, бизнес будет искать иные возможности сэкономить. Это может подтолкнуть предпринимателей перерегистрироваться в так называемые российские офшоры. Речь идёт о специальных административных районах с льготным налогообложением», — рассказал Гойхман.

На сегодняшний день специальные налоговые условия в стране действуют на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Как заявил статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов, в ближайшее время российские власти планируют повысить привлекательность обеих юрисдикций для бизнеса.

«Выгоднее будет всё переводить обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода холдинговых структур обратно в Россию», — цитирует Интерфакс Алексея Сазанова.

«Существующее налоговое соглашение с Кипром предусматривает очень привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка в России (13—15%). Минфин предложил коллегам на Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не увенчались успехом», — говорится в сообщении российского Министерства финансов.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в РФ и за рубежом

В соответствии с п.1 ст. 312 НК РФ, указанное подтверждение должно отвечать следующим требованиям:

Причины возникновения вопросов о двойном налогообложении

Самые распространенные причины двойных сборов:

  1. Гражданство и источник прибыли в разных государствах. Человек живет в одной стране, а прибыль получает в другой. В этом случае на доходы налогоплательщика претендуют оба государства. Это касается владельцев недвижимости, тех, кто ведет бизнес за рубежом, приезжает на заработки и т. п. В таких ситуациях одна из двух стран должна освободить человека от уплаты налогов. Если этого не происходит, в силу вступает двойное налогообложение.
  2. Человек имеет резидентство сразу в нескольких странах. Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом. Например, иностранцы, проживающие на территории РФ более 183 дней, приобретают статус резидента. Если между двумя государствами не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то резидент будет выплачивать налоговый сбор и на родине, и в стране, где получает прибыль. Вследствие этого доход может значительно сократиться или исчезнуть совсем.

Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом.


Российские резиденты, получающие прибыль с активов в государствах, с которыми вопрос о двойном налогообложении не урегулирован, обязаны платить один и тот же налог обеим странам.

Россия решила разорвать договор с Мальтой против двойного налогообложения

Россия намерена денонсировать конвенцию с правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки соответствующего законопроекта.

Действующая конвенция предусматривает возможность снизить налоги у источника (то есть в России) при выплате из России на Мальту на дивиденды, проценты и лицензионные платежи (роялти) до 5%. После расторжения соглашения все выплаты (дивиденды, проценты, роялти) в пользу резидентов Мальты из России будут облагаться в соответствии с российским Налоговым кодексом, то есть по ставке 15% (дивиденды) и 20% (проценты, роялти).

Планируется, что соглашение прекратит действие в декабре 2020 года. России нужно успеть подать уведомление о расторжении договора до 30 июня, чтобы оно прекратило действие с 1 января 2021 года.

Правительства России и Мальты подписали конвенцию 24 апреля 2013 года, но применяться она начала с 2015 года — гораздо позже, чем договор с Кипром, который действует с 2000 года. «К этому времени Кипр уже прочно занял позицию наиболее популярной холдинговой юрисдикции для российского бизнеса», — пояснил РБК директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) позволяют существенно снизить налоги по дивидендам и процентам. Например, с Кипром, Мальтой и Люксембургом у России есть такие соглашения, а с классическими офшорами — нет. Поэтому эти юрисдикции, с которыми у России заключены СИДН, часто используются для транзита прибыли в офшоры.

25 марта президент Владимир Путин поручил отменить льготные налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета». Налоговые консультанты назвали повышение налога кульминацией деофшоризации. После повышения налога содержать не только офшоры, а все иностранные компании будет менее выгодно.

Мишенью номер один стал Кипр. Аналогичные уведомления о повышении налоговых ставок Минфин направил на Мальту и в Люксембург.

Чем привлекательна Мальта для бизнеса

Мальта пользуется популярностью для создания судовладельческих компаний, которые сдают суда в аренду, в том числе в России, пояснил Токарев. В отличие от Кипра соглашение с Мальтой не предусматривает полного освобождения от налога на доходы у источника выплаты в России в отношении выплачиваемых процентов — только снижение ставки с 20 до 5%. Поэтому регистрация транзитных и холдинговых компаний на Мальте давно не представляла такого большого интереса для россиян, как на Кипре, условия соглашения с которым более привлекательные, сказал РБК партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров: «Кроме гражданства за инвестиции Мальта до 2018 года мало чем интересовала россиян. Сейчас даже гражданство больше берут на Кипре».

Условия налогового соглашения с Кипром позволяют снизить выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Однако Россия может разорвать и это соглашение, сообщали ранее источники РБК и «Ведомостей». В апреле Россия предложила Кипру отменить все льготы по налогу на дивиденды и проценты, выплачиваемые в эту страну. По словам федерального чиновника, в ответ Кипр предложил сохранить действующие ставки, ужесточив при этом контроль за иностранными структурами российского бизнеса, но переговоры зашли в тупик, и Москва намерена денонсировать договор уже осенью. Обсуждение изменений назначено на 25 июня, возражал постоянный секретарь Минфина Кипра Джордж Пантели, обе страны «желают достичь договоренности до конца июня».

Что предпринять бизнесу

В первую очередь денонсация соглашения с Мальтой коснется компаний, которые выплачивают доходы в эту юрисдикцию. Нужно оценить возможность выплат, пока соглашение еще действует, рекомендует Токарев. Нужно тщательно оценить возможность применения льгот с точки зрения концепции лица, имеющего фактическое право на доход (ФПД). Правило ФПД отказывает промежуточным звеньям, встроенным в структуру в налоговых целях, в льготах по налоговым договорам применяются полные ставки налога у источника выплаты доходов.

Во-вторых, бизнесу следует оценить возможность применения «сквозного» подхода, отметил Токарев. Минфин подготовил законопроект, где намерен жестко ограничить возможности для его применения, в том числе отмену ставки 0% в отношении дивидендов, фактическим получателем которых является российский холдинг.

Также можно рассмотреть «переезд» в альтернативную юрисдикцию. «Но перечень таких юрисдикций, предоставляющих аналогичные льготы, достаточно ограниченный. Как мы знаем, Кипр в этом плане в одной упряжке с Мальтой с точки зрения пересогласования СИДН», — подытожил Токарев.

Мальта пользуется популярностью для создания судовладельческих компаний, которые сдают суда в аренду, в том числе в России, пояснил Токарев. В отличие от Кипра соглашение с Мальтой не предусматривает полного освобождения от налога на доходы у источника выплаты в России в отношении выплачиваемых процентов — только снижение ставки с 20 до 5%. Поэтому регистрация транзитных и холдинговых компаний на Мальте давно не представляла такого большого интереса для россиян, как на Кипре, условия соглашения с которым более привлекательные, сказал РБК партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров: «Кроме гражданства за инвестиции Мальта до 2018 года мало чем интересовала россиян. Сейчас даже гражданство больше берут на Кипре».

Россия предложила Мальте и Люксембургу изменить налоговые соглашения

Правительство России предложило министерствам финансов Мальты и Люксембурга изменить соглашения об избежании двойного налогообложения. Предложение российской стороны – повысить до 15% ставку налога на доходы от дивидендов и процентов по ним.

По текущему соглашению когда российская компания выплачивает дивиденды на Мальту, то в России налог составляет 5% дивидендов, если мальтийской компании принадлежит не менее 25% российской компании, выплачивающей дивиденды, и доля участия в капитале не меньше 100 000 евро. В остальных случаях налог в России составляет 10% общей суммы дивидендов. А налог с процентов по дивидендам не должен превышать 5% от всей суммы процентов.

По соглашению с Люксембургом на ставку 5% налога с дивидендов можно рассчитывать, если компании – получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 10% капитала компании – плательщика дивидендов и она инвестировала в нее не меньше 80 000 евро. В остальных случаях налог – 15% от суммы дивидендов.

Прямые инвестиции из России в Люксембург по итогам девяти месяцев 2019 г. – $743 млн, на Мальту — всего $5 млн.

В марте президент Владимир Путин предложил повысить ставку налога на выводимые за рубеж доходы до 15%, не уточнив юрисдикции, на которые распространится это предложение. Если страны откажутся скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения, Россия из них выйдет, обещал Путин в обращении к населению 25 марта. 1 апреля правительство России направило аналогичное письмо о пересмотре ставки правительству Кипра.

Консультанты назвали предложения президента «концом эпохи офшоров». Из-за пересмотра соглашений привлекательность инвестиций в Россию уменьшится, предупреждал партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов. Станут менее привлекательны зарубежные структуры в странах, где они будут пересмотрены, поясняет партнер EY Марина Белякова. А если странам не удастся договориться, есть риски двойного налогообложения в результате расторжения соглашений, заключает директор департамента налогов и права Deloitte Олег Трошин.

Минфин разъяснял, что «налог на дивиденды» начнет действовать с доходов за 2021 г. Изменения не затронут процентные доходы, выплачиваемые по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками. Задача – обложить доходы, налоговую нагрузку на которые получатели дивидендов целенаправленно снижают, заявлял Минфин: «Изменения коснутся только так называемых транзитных юрисдикций. Как правило, компании в таких юрисдикциях созданы для целей применения пониженных ставок, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Это относится в первую очередь к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций», – пояснял Минфин.

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Правительство России предложило министерствам финансов Мальты и Люксембурга изменить соглашения об избежании двойного налогообложения. Предложение российской стороны – повысить до 15% ставку налога на доходы от дивидендов и процентов по ним.

    Россия решила разорвать договор с Мальтой против двойного налогообложения

    Россия намерена денонсировать конвенцию с правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки соответствующего законопроекта.

    Действующая конвенция предусматривает возможность снизить налоги у источника (то есть в России) при выплате из России на Мальту на дивиденды, проценты и лицензионные платежи (роялти) до 5%. После расторжения соглашения все выплаты (дивиденды, проценты, роялти) в пользу резидентов Мальты из России будут облагаться в соответствии с российским Налоговым кодексом, то есть по ставке 15% (дивиденды) и 20% (проценты, роялти).

    Планируется, что соглашение прекратит действие в декабре 2020 года. России нужно успеть подать уведомление о расторжении договора до 30 июня, чтобы оно прекратило действие с 1 января 2021 года.

    Правительства России и Мальты подписали конвенцию 24 апреля 2013 года, но применяться она начала с 2015 года — гораздо позже, чем договор с Кипром, который действует с 2000 года. «К этому времени Кипр уже прочно занял позицию наиболее популярной холдинговой юрисдикции для российского бизнеса», — пояснил РБК директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев.

    Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) позволяют существенно снизить налоги по дивидендам и процентам. Например, с Кипром, Мальтой и Люксембургом у России есть такие соглашения, а с классическими офшорами — нет. Поэтому эти юрисдикции, с которыми у России заключены СИДН, часто используются для транзита прибыли в офшоры.

    25 марта президент Владимир Путин поручил отменить льготные налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета». Налоговые консультанты назвали повышение налога кульминацией деофшоризации. После повышения налога содержать не только офшоры, а все иностранные компании будет менее выгодно.

    Мишенью номер один стал Кипр. Аналогичные уведомления о повышении налоговых ставок Минфин направил на Мальту и в Люксембург.

    Чем привлекательна Мальта для бизнеса

    Мальта пользуется популярностью для создания судовладельческих компаний, которые сдают суда в аренду, в том числе в России, пояснил Токарев. В отличие от Кипра соглашение с Мальтой не предусматривает полного освобождения от налога на доходы у источника выплаты в России в отношении выплачиваемых процентов — только снижение ставки с 20 до 5%. Поэтому регистрация транзитных и холдинговых компаний на Мальте давно не представляла такого большого интереса для россиян, как на Кипре, условия соглашения с которым более привлекательные, сказал РБК партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров: «Кроме гражданства за инвестиции Мальта до 2018 года мало чем интересовала россиян. Сейчас даже гражданство больше берут на Кипре».

    Условия налогового соглашения с Кипром позволяют снизить выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Однако Россия может разорвать и это соглашение, сообщали ранее источники РБК и «Ведомостей». В апреле Россия предложила Кипру отменить все льготы по налогу на дивиденды и проценты, выплачиваемые в эту страну. По словам федерального чиновника, в ответ Кипр предложил сохранить действующие ставки, ужесточив при этом контроль за иностранными структурами российского бизнеса, но переговоры зашли в тупик, и Москва намерена денонсировать договор уже осенью. Обсуждение изменений назначено на 25 июня, возражал постоянный секретарь Минфина Кипра Джордж Пантели, обе страны «желают достичь договоренности до конца июня».

    Что предпринять бизнесу

    В первую очередь денонсация соглашения с Мальтой коснется компаний, которые выплачивают доходы в эту юрисдикцию. Нужно оценить возможность выплат, пока соглашение еще действует, рекомендует Токарев. Нужно тщательно оценить возможность применения льгот с точки зрения концепции лица, имеющего фактическое право на доход (ФПД). Правило ФПД отказывает промежуточным звеньям, встроенным в структуру в налоговых целях, в льготах по налоговым договорам применяются полные ставки налога у источника выплаты доходов.

    Во-вторых, бизнесу следует оценить возможность применения «сквозного» подхода, отметил Токарев. Минфин подготовил законопроект, где намерен жестко ограничить возможности для его применения, в том числе отмену ставки 0% в отношении дивидендов, фактическим получателем которых является российский холдинг.

    Также можно рассмотреть «переезд» в альтернативную юрисдикцию. «Но перечень таких юрисдикций, предоставляющих аналогичные льготы, достаточно ограниченный. Как мы знаем, Кипр в этом плане в одной упряжке с Мальтой с точки зрения пересогласования СИДН», — подытожил Токарев.

    Россия намерена денонсировать конвенцию с правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки соответствующего законопроекта.

    Внесём ясности

    Итак, почему же Кипр вдруг перестал быть интересен и выгоден российскому бизнесу и истеблишменту? Здесь речь, конечно, идёт скорее о том, что в ситуации выпадающих доходов бюджета из-за низких цен на нефть Россия решила пересмотреть свои действующие соглашения. Очевидно, что у данной меры в первую очередь фискальное значение, объяснила NEWS.ru эксперт по офшорным зонам и партнёр налогового департамента Deloitte Наталья Кузнецова.

    Теперь, по её суждению, помимо Кипра, следующими в очереди на соответствующие изменения соглашений стоят Мальта и Люксембург.

    Специалист уточнила, что «поскольку соглашения об избежании двойного налогообложения являются межгосударственными договорами, рациональность такого шага оценивать нужно не с точки зрения бизнесменов или предпринимателей, одним словом, налогоплательщиков, а с точки зрения интересов государства».

    Для государства основной интерес в пересмотре соглашений — возможность достаточно просто собрать дополнительные налоги у источника выплаты в России. Практическая польза данного решения лежит на поверхности: возможность собрать дополнительные доходы в бюджет на замену выпадающим нефтяным доходам.

    партнёр налогового департамента Deloitte

    Однако, поясняет партнёр налогового департамента Deloitte, хотя главный интерес государства в данной ситуации — возможность пополнить бюджет за счёт увеличивающихся сборов налогов на выплаты доходов в пользу компаний на Кипре, параллельно Россия пытается активно работать над развитием особого налогового режима в специальных административных районах (острова Русский и Октябрьский).

    В частности, в результате денонсации договора об избежании двойного налогообложения, о которой объявил Минфин РФ сегодня, мы можем увидеть увеличение количества компаний, заинтересованных в переводе бизнеса из-за рубежа в Россию, в специальные административные районы, — подчеркнула Кузнецова.

    В свою очередь экономист Любовь Чайковская из РЭУ им. Плеханова считает, что выгода России в разрыве с Кипром обусловлена желанием заставить крупный бизнес размещать капиталы непосредственно в российских банках, а также необходимостью инвестирования в российскую экономику и в большей мере в национальные проекты.

    президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)

    Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (г. Алматы, 15 августа 1995 года)

    Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

    ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
    ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

    Стоимость услуги – тенге с учетом комиссии.

    Соглашение
    между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики
    об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
    (г. Алматы, 15 августа 1995 года)

    Ратифицировано Указом Президента Республики Казахстан от 3 января 1996 г. № 2741

    Вступило в силу 18 ноября 1996 года

    Правительство Республики Казахстан и Правительство Турецкой Республики

    желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доход и с целью содействия экономическому сотрудничеству между двумя странами,

    Согласились в следующем:

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    Лица, к которым применяется Соглашение

    Настоящее Соглашение будет применяться к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    Налоги, на которые распространяется настоящее Соглашение

    1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы, взимаемым от имени Договаривающегося Государства или его политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    2. Налогами на доходы являются все виды налогов, взимаемые с общего дохода или части дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы или жалованья, выплачиваемых предприятиями.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    3. Существующими налогами, на которые распространяется Соглашение, в частности, являются:

    (i) налог на доход юридических лиц;

    (ii) налог на доход физических лиц.

    (далее именуемые как ” Казахстанский налог”).

    (i) подоходный налог;

    (ii) корпоративный налог;

    (iii) сборы, отчисляемые от подоходного налога и корпоративного налога (далее именуемые как “Турецкий налог”).

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    4. Соглашение также будет применяться к любым идентичным или по существу схожим налогам на доход, которые взимаются после даты подписания Соглашения в дополнение к существующим налогам, или вместо них. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о любых существенных изменениях, которые имеют место в их налоговом законодательстве.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    а) (i) термин ” Казахстан ” означает Республику Казахстан. При использовании в географическом смысле термин “Казахстан” включает землю, территориальное море, воды, экономическую зону и континентальный шельф, в которых Казахстан может осуществлять свои суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международными нормами;

    а) (ii) термин ” Турция ” означает территорию Турции, территориальное море, также как и морской ареал, над которыми осуществляется юрисдикция или суверенные права для целей разведки, разработки, сохранения и управления природными ресурсами, согласно международным нормам;

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки
    • Добавить комментарий

    б) термины ” Договаривающееся Государство ” и ” другое Договаривающееся Государство ” означают Казахстан или Турцию, в зависимости от контекста;

    Правительство Республики Казахстан и Правительство Турецкой Республики

    Что означает разрыв договора по двойному налогообложению с Кипром?

    Россия намерена выйти из налогового соглашения с Кипром. О начале процедуры денонсации (расторжения) соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром сообщил Минфин.

    Как отмечают в ведомстве, выход из соглашения выполняется в рамках указа президента о налогообложении доходов в виде дивидендов, переводимых на счета за рубежом, по ставке 15%. 25 марта Владимир Путин выступил с обращением к россиянам в связи с пандемией коронавируса и предложил ряд мер, в том числе экономического характера. В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом.

    Глава государства поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения со странами, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения. В ходе обращения Путин заявил, что если иностранные партнеры не примут скорректированное предложение, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. Помимо Кипра, соответствующие уведомления Минфин направил Люксембургу и Мальте.

    Глава государства поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения со странами, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения. В ходе обращения Путин заявил, что если иностранные партнеры не примут скорректированное предложение, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. Помимо Кипра, соответствующие уведомления Минфин направил Люксембургу и Мальте.

    Получите индивидуальное решение.

    Рассчитаем стоимость программы на всех членов семьи

    Проведем бесплатную проверку на благонадежность

    Узнайте о деталях и условиях получения ПМЖ Мальты

Приказ об освобождении от двойного налогообложения (налоги на доходы) (Республика Индия), 2014 год — уведомление о начале.

Читайте также:  Что посмотреть в Дрездене за 1 день самостоятельно - маршрут, фото, описание, карта
Добавить комментарий