Что такое миграционный учет по месту пребывания

Куда обращаться для прохождения процедуры

Согласно пункту 22 Постановления правительства, му можно оформить через:

  • Многофункциональный центр («Мои документы»);
  • Отделение МВД;
  • Почту.
  • миграционная карта (копии страниц с отметками);
  • паспорт приезжего (копия);
  • паспорт человека, который будет регистрировать иностранца;
  • копия документа на помещение, по адресу которого происходит постановка на миграционный учет;
  • копия трудового договора — если регистрируют по адресу компании, в которой работает иностранец;
  • если приезжий будет жить в помещении компании, в которой работает, не имеющем адреса, то потребуется письмо от директора организации или иного уполномоченного сотрудника о том, что иностранец действительно проживает в помещении данной фирмы.

Граждане Узбекистана и миграционный учет

Регистрация для граждан Узбекистана осуществляется по общим правилам. Срок для направления уведомления в госорган составляет тоже 7 дней. Главы 3 и 4 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ устанавливают, как зарегистрировать гражданина Узбекистана в своей квартире и в другом жилом помещении с подтверждением основания пользования. Внесение в единую систему миграционного учета и получение отрывной части уведомления с отметкой сотрудника, принимающего документы, — последний этап в регистрации.

Если в результате рассмотрения дела административным органом правонарушитель признает свое противоправное действие (бездействие), можно обратиться в суд или орган, принявший решение, с требованием о снижении суммы штрафа. Для этого следует указать на обстоятельства, которые могут быть приняты во внимание. Рассмотрим их на примере следующей таблицы:

Понятие адреса организации

Вторая категория места пребывания в новой версии 109 ФЗ.

Не менее запутанные формулировки использованы и здесь. Работодателям тоже придется поломать голову. Норма отсылочная, поэтому нужно читать сразу п.4 ч.1 ст.2 и ч.2 ст.21 109 ФЗ.

Получится так: «место пребывания иностранного гражданина ….. организация, в которой он работает, в случае фактического проживания по адресу указанной организации».

Здесь вроде ясно.

Например, иностранные работники могут быть поставлены на учет крупным предприятием, которое осуществляет деятельность по одному адресу, при наличии на его территории выделенного места для сна и отдыха.

Второй случай, когда местом пребывания будет адрес организации – проживание в помещении организации, не имеющих адресных данных. Это в первую очередь временные строительные бытовки, вагончики и другие строения.

Но обратите внимание на оговорку – не имеющих адресных данных.

Бытовка или временное строение априори не может иметь адресных данных, поскольку строение временное. Но не все строительные бытовки стоят на территории без адреса.

Территория не будет иметь адреса, например, в случае продолжительного строительства крупного жилого квартала, до ввода дома в эксплуатацию и присвоения адреса.

Если же строительная компания проводит реконструкцию уже существующего здания и на его территории разместила бытовки для строительного персонала, тогда такие временные строения будут находиться на территории с адресом. Будут ли в таком случае основания для постановки на миграционный учет именно на адрес организации ведь строения находятся на территории с адресом? Но сами строения не имеют адресных данных.

Но так как иностранцы фактически будут использовать эти временные строения для сна и отдыха, то в соответствии с ч. п.4 ч.1 ст.2 109-ФЗ такие бытовки будут местом пребывания иностранного персонала и поставить их на учет нужно.

Но если вернутся к ч.2 статьи 21 109 ФЗ, определяющей основания миграционного учета, то в ней мы не найдем возможности поставить на мигучет иностранный персонал проживающий во временных строениях, которые имеют адресные данные. Ч.2 ст.21 109-ФЗ разрешает ставить на миграционный учет, на адрес организации при проживании в помещениях, не имеющих адресных данных.

Предположительно начнутся такие вот разночтения положений закона, которые работодатели и сотрудники УВМ будут трактовать по разному.

Замкнутый круг – нежилое помещение местом пребывания является, а поставить на учет на адрес организации нельзя, поскольку есть адрес у места нахождения бытовок.

Получается что в случае размещения (сна и отдыха) иностранного персонала на территории строительного объекта с адресом поставить на учет будет можно только при условии изменения адреса организации-работодателя на адрес реконструируемого объекта.

Потому что ч.2 ст.21 говорит: иностранный гражданин подлежит постановке по адресу указанной организации при фактическом проживании в помещении организации в этом адресе.

То есть, согласно данной норме, строительной компании придется, выходя на объект, просить разрешение собственника на регистрацию по адресу проведения работ юридического адреса компании или обособленного подразделения. А то и перевозить туда офис.

А если строительная компания выиграла тендер на реконструкцию здания суда и планирует на период ремонта там же разместить рабочий персонал, от иностранцев видимо придется отказаться или размещать их в гостиницах и организовать развозку персонала, потому как зарегистрировать адрес организации в здании суда никто не даст.

Потому что ГК под адресом организации определяет местонахождение исполнительного органа (директора), закрепленное в ЕГРЮЛ.

Гид по правилам регистрации иностранных граждан по месту пребывания в России

Юридическая компания LEVINE Bridge

1. Об изменениях правил постановки иностранных граждан на миграционный учет, вступивших в силу в январе – марте 2011 года

За последние несколько месяцев процедура регистрации иностранных граждан по месту пребывания в России претерпела значительные изменения.

Первое изменение порядка регистрации иностранцев, вступившее в силу 1 января 2011 года, коснулось государственной пошлины, взимаемой за постановку иностранных граждан на миграционный учет: она была отменена. Таким образом, сегодня данная процедура осуществляется без каких-либо финансовых затрат принимающей стороны, за исключением оплаты незначительных сумм при оформлении уведомления о прибытии иностранного гражданина через почтовое отправление.

Другое изменение миграционного законодательства возвратило работодателям возможность регистрировать иностранных граждан по адресу принимающей компании. Так, 25 марта 2011 г. был официально опубликован Федеральный закон от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ, в котором законодатель пересмотрел легальное определение понятия «место пребывания иностранного гражданина». В настоящее время местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) признается – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится, и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Федеральным законом.

Таким образом, у иностранных граждан вновь есть выбор: встать на миграционный учет по адресу фактического пребывания, либо по адресу принимающей компании.

Кроме того, Федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ срок, отведенный для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан, временно проживающих или временно пребывающих в России, увеличен с 3-х до 7-ми рабочих дней.

2. Как зарегистрироваться иностранным гражданам по фактическому месту пребывания (по частному адресу) в РФ

Приняв решение встать на миграционный учет по адресу фактического пребывания, иностранный гражданин по прибытию в место пребывания предоставляет владельцу жилого помещения копию своего паспорта, визы и миграционной карты. В течение 7-ми рабочих дней собственник жилья оформляет регистрацию иностранного гостя одним из следующих способов:

1) личное обращение в территориальное отделение Федеральной Миграционной Службы (ФМС), к которому относится адрес жилого помещения, за оформлением уведомления о прибытии иностранца. При этом регистрация по месту пребывания иностранного гражданина осуществляется на срок действия его визы. На отрывном бланке уведомления сотрудником ФМС ставится печать соответствующего отделения ФМС.

2) личная отправка заполненного, как правило, от руки бланка уведомления о прибытии с копиями документов иностранного гражданина в территориальное отделение ФМС через почтовое отделение ценным письмом с описью вложения. В данном случае регистрация по месту пребывания оформляется на срок не более 90 суток с возможностью последующего ее продления. Вместо печати ФМС на отрывном бланке уведомления ставится почтовый штамп.

Если речь идет об иностранном гражданине, прибывшем в Россию в безвизовом режиме, иностранец обеспечивает принимающую сторону лишь копией своего паспорта и миграционной карты. Постановка на миграционный учет иностранного гражданина собственником жилого помещения осуществляется как через ФМС, так и через почту на срок до 90 суток.

Отрывной бланк уведомления о прибытии во всех случаях передается иностранному гражданину.

3. Как происходит регистрация иностранных граждан по адресу принимающей компании

Если иностранный гражданин регистрируется по адресу принимающей компании, он также по прибытию к месту пребывания обеспечивает принимающую сторону копиями своих документов: паспорта, визы, миграционной карты. Работодатель, как и при указанных выше вариантах, в течение 7 рабочих дней оформляет уведомление о прибытии иностранного гражданина:

1) либо на срок действия визы иностранца, обратившись в территориальное отделение ФМС, к которому относится адрес компании;

2) либо на срок до 90 суток, направив бланк уведомления и копии документов иностранного гражданина в территориальное отделение ФМС по почте ценным письмом с описью вложения. По окончанию срока действия регистрации иностранного гражданина она может быть продлена аналогичным способом либо посредством обращения представителя компании непосредственно в территориальное отделение ФМС не позднее последнего дня срока действия текущего уведомления о прибытии иностранца.

Как правило, как через ФМС, так и через почту иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме, можно поставить на миграционный учет на срок до 90 суток с последующим продлением срока действия регистрации по месту пребывания по адресу компании либо по иному адресу.

4. Как осуществляется регистрации иностранных граждан в гостинице при въезде в РФ

По приезду в Россию иностранный гражданин может быть автоматически зарегистрирован по адресу гостиницы, которая выполняет предписанное миграционным законодательством обязательство по постановке на миграционный учет иностранных гостей сразу после их прибытия. Данная регистрация оформляется на краткий срок – на количество дней проживания иностранца в данной гостинице. Если по прежним правилам администрация гостиницы после убытия иностранного гражданина самостоятельно сдавала в ФМС отрывной бланк уведомления о прибытии, то с 15 февраля 2011 г. отрывной бланк уведомления остается у иностранного гражданина после его убытия из гостиницы.

5. Как иностранным гражданам сняться с миграционного учета при смене места пребывания в пределах России и выезде из страны

На официальном сайте ФМС опубликовано разъяснение, согласно которому при выезде иностранного гражданина из прежнего места пребывания и его въезде в новое место пребывания отрывной бланк уведомления остается у иностранного гражданина. При прибытии иностранца в новое место пребывания прежний отрывной бланк уведомления о прибытии предъявляется иностранным гражданином новой принимающей стороне для его использования при оформлении бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина по новому адресу. К примеру, зарегистрировавшись по какому-либо адресу в г.Москве и затем отправившись в иной регион России, иностранный гражданин передает свой отрывной бланк уведомления о прибытии, оформленный в г.Москве, принимающей стороне в регионе (собственнику жилого помещения, представителю принимающей компании либо администрации гостиницы). Взамен данного отрывного бланка уведомления иностранному гражданину выдается новый с указанием адреса места пребывания в регионе. При постановке на миграционный учет иностранца по новому месту пребывания происходит автоматическое снятие его с учета по прежнему адресу в г.Москве. Поскольку речь идет о продлении срока действия регистрации по месту пребывания, при оформлении нового бланка уведомления о прибытии используются данные той миграционной карты, которой располагает иностранный гражданин. И поскольку на миграционной карте отображена более ранняя дата въезда иностранца в Россию, нежели дата прибытия в новое место пребывания, для подтверждения своевременной постановки на миграционный учет в прежних местах пребывания иностранному гражданину желательно предоставлять новой принимающей стороне копии прежних бланков уведомления о прибытии, оформленных во время текущего визита в Россию.

При выезде иностранного гражданина из России отрывной бланк уведомления сдается на пограничном контроле.

Таким образом, с 15 февраля 2011 г. принимающая сторона освобождена от обязанности по уведомлению ФМС в течение 2-х рабочих дней об убытии иностранного гражданина из места пребывания.

6. Каковы особенности регистрации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, по месту пребывания и снятия их с миграционного учета

На высококвалифицированных специалистов распространяется льготный режим миграционного учета. С 15 февраля 2011 г. высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию РФ.

При этом указанные иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.

Как и все иностранные граждане, высококвалифицированные специалисты могут быть поставлены на миграционный учет по адресу фактического проживания в России, по адресу работодателя либо по адресу гостиницы.

При постановке на миграционный учет по фактическому адресу уведомление о прибытии оформляется собственником жилого помещения на срок от 90 суток (при осуществлении процедуры через почту с возможностью последующего продления регистрации) до 3-х лет (при оформлении регистрации непосредственно в территориальном отделении ФМС).

Читайте также:  Пересадка в Бахрейне: нужна ли транзитная виза для россиян в 2020 году

Отрывной бланк уведомления передается иностранному гражданину.

При постановке на миграционный учет по адресу работодателя бланк уведомления о прибытии может быть оформлен также на срок от 90 суток до 3-х лет.

Если высококвалифицированный специалист сразу по прибытии в Россию был автоматически зарегистрирован по адресу гостиницы на краткий срок, то, согласно миграционному законодательству, после его перемещения в иное место пребывания он освобождается от обязанности регистрации по новому месту пребывания в течение 30 суток.

В ряде случаев отрывной бланк уведомления о прибытии в место пребывания может потребоваться высококвалифицированному специалисту для предъявления в иные государственные органы, к примеру, в налоговую инспекцию для постановки иностранца на налоговый учет. В данном случае иностранному гражданину следует встать на миграционный учет любым из перечисленных выше способов. Помимо указанных преимуществ высококвалифицированные специалисты, обладающие собственным жилым помещением на территории России, с 25 марта 2011 г. имеют возможность выступать в качестве принимающей стороны для членов своей семьи.

7. О преимуществах новых правил регистрации иностранных граждан по месту пребывания в РФ

Таким образом, при рассмотрении нововведений января-марта 2011 года в правилах миграционного учета иностранных граждан можно увидеть их прогрессивный характер, который проявился в следующем:

1) отменены государственные пошлины за постановку на миграционный учет иностранного гражданина;

2) принимающая сторона освобождена от обязательства по уведомлению ФМС об убытии иностранного гражданина из места пребывания; при этом иностранный гражданин при перемещении по территории РФ сохраняет при себе отрывной бланк уведомления до момента его регистрации по новому адресу пребывания. Это исключает бытовавшую прежде административную ответственность за несдачу каждой принимающей стороной оформленного ею бланка регистрации иностранца при убытии иностранного гражданина;

3) снятие иностранного гражданина с миграционного учета происходит при постановке его на миграционный учет в новом месте пребывания либо при пересечении границы РФ, что свидетельствует о совершенствовании общероссийской системы миграционного контроля;

4) иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с миграционным законодательством, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена на соответствующего иностранного гражданина;

5) высококвалифицированные специалисты, а также иностранные граждане, являющиеся членами их семей, имеют возможность пребывать в регионе осуществления своей трудовой деятельности без оформления регистрации по месту регистрации до 90 суток, а при командировках в иной регион – до 30 суток при наличии оформленной по прежнему месту пребывания регистрации.

Это преимущества создают комфортные условия для ведения бизнеса работодателями, которым больше не требуется отвлекаться на дополнительные миграционные процедуры, а также вносят ясность в правила пребывания и миграционного учета иностранных граждан в России на фоне их частых перемещений, как по территории страны, так и по всему миру.

*Опубликовано в журнале “AmCham News”, №92

Отрывной бланк уведомления передается иностранному гражданину.

Срок постановки на миграционный учет по месту пребывания

Обязанность по соблюдению срока представления или направления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, т. е., обязанность по соблюдению срока, в течение которого следует оформить постановку на учет по месту пребывания, по общему правилу российским законодательством возложена на принимающую иностранного гражданина сторону.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства (далее в статье – иностранных граждан) предусмотрены лишь два исключения, когда указанное уведомление представляется непосредственно самим прибывшим к месту временного пребывания иностранным гражданином, т. е., соответствующая обязанность возлагается непосредственно на него самого.

Все подробности данного вопроса изложены в статье:

Для временно пребывающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства (далее в статье – иностранных граждан) предусмотрены лишь два исключения, когда указанное уведомление представляется непосредственно самим прибывшим к месту временного пребывания иностранным гражданином, т. е., соответствующая обязанность возлагается непосредственно на него самого.

Снятие с учета иностранца в РФ в 2020 году

С 10.08.2018 года вступили в силу поправки в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ». В документе указано, что вся ответственность за отправление гражданина другого государства лежит на резиденте РФ, принимающем в стране регистрации или постоянного проживания. Привлечение к наказанию осуществляется на основании ст.18.9 КоАП РФ. Для юридических лиц штраф может достигать от 400 тыс. до 500 тыс. за каждого иностранца.

Важно: на практике обнаружить, что иностранное лицо не снято учета в России, можно только при трудоустройстве в то же предприятие, если гражданин выезжал из РФ для обновления миграционной карты или в связи с другими обстоятельствами и заново заехало в Россию.

Вопрос 1: Могу ли я выпустить из России работника на Родину, ему нужно по семейным обстоятельствам в Украину на 2 недели, а потом он вернется обратно и продлит одновременно миграционную карту. Но при этом подать уведомление о прибытии один раз и обновить его, не сообщать об убытии, поскольку он вернется?

Документы для миграционного учета

Для получения регистрации (заполнения бланка регистрации) иностранному гражданину необходимо подавать:

  • ксерокопию паспорта;
  • ксерокопию миграционной карты;
  • уведомление о прибытии;
  • копию визы (для мигрантов из визовых стран).

Принимающая сторона также предоставляет документы. Их перечень зависит от того, выступает принимающей стороной работодатель или физическое лицо.

Юридическому лицу для временной регистрации иностранного работника необходимо предоставить сведения об организации (контактный телефон, адрес), а также собрать ксерокопии:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • ИНН;
  • уведомления из Росстата;
  • выписки из ЕГРЮЛ (давностью не более чем 2 месяца);
  • приказа о назначении и паспорта руководителя;
  • трудового договора с иностранным работником;
  • договора аренды или правоустанавливающего документа на помещение.

Физическое лицо подает документы:

  • ксерокопию и оригинал паспорта постоянно проживающего в России гражданина России или другой страны;
  • ксерокопию правоустанавливающего документа о регистрации права собственности на жилое помещение.

Все указанные документы подаются по месту пребывания иностранного лица.

Узнайте больше о самой эффективной системе оплаты труда в нашем материале.

Если вам платят зарплату «в конверте» то наша статья, расположенная здесь, вам должна быть очень полезна!

Для продления временного пребывания в миграционные органы подается ходатайство с заявлением о продлении и дополнительным пакетом документов.

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан – 2020: нормативные акты

О каждом иностранном лице, прибывшем на территорию РФ, необходимо уведомлять миграционные органы (далее – МО), входящие в структуру МВД. Для этого иностранцы проходят одну из обязательных процедур:

  • или они регистрируются по месту жительства;
  • или их ставят на учет по месту пребывания.

Обе процедуры регламентируются следующими правовыми актами:

  • вышеупомянутым ФЗ-109 о миграционном учете (основной закон);
  • правительственным Постановлением № 9 от 15.01.2007 (им утвержден Порядок постановки иностранцев на учет в МО – по месту жительства/пребывания);
  • Приказом МВД России № 514 от 30.07.2019 (содержит детальный Административный регламент предоставления госуслуги по постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без какого-либо гражданства, в частности, здесь приведен полный список запрашиваемых документов, а также исчерпывающий перечень оснований, по которым в регистрации могут отказать).

В Приложениях 2 и 3 Приказа МВД России содержатся формы документов (заявления и уведомления), подаваемые в МО для миграционного учета иностранцев.

Если въехавший в страну иностранец собирается временно находиться в месте, которое не является его местом жительства, в том числе, в больнице, санатории, пансионате и т.д., он обязан встать на учет в течение 7 рабочих дней от даты приезда. В МО он или принимающая сторона подает уведомление о прибытии по месту пребывания, прикладывает к нему документы. Их перечень указан в разделе III Постановления Правительства № 9 от 15.01.2007.

Методические рекомендации по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания, в том числе обучающихся в образовательных организациях

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства 1 в Российской Федерации – государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” 2 . В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи 3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам 4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту 5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания 6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 7 .

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

Читайте также:  Какие документы нужно собрать для восстановления утерянного паспорта в 2020 году

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” 8 .

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение 9 , а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона N 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

– фамилия, имя, отчество (при наличии);

– гражданство (подданство) (при наличии);

– наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

– адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

– миграционная карта (при наличии) и ее копия;

– документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь – в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики – 30 дней, граждане Республики Таджикистан – 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

1 Далее – “иностранные граждане”, если не оговорено иное.

2 Далее – “Федеральный закон”.

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее – “Федеральный закон N 115-ФЗ”.

4 Высококвалифицированный специалист – иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств – членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

6 Далее – “Уведомление”.

8 Далее – “Федеральный закон N 163-ФЗ”.

9 В случаях, установленных Федеральным законом.

– адрес места пребывания.

Оформление регистрации по прибытии

Регистрацию иностранных граждан можно получить сразу же после приезда человека в РФ. Временно проживающие здесь лица должны в течение определенного срока по приезде подать в МВД сведения о себе. Это необходимо для того, чтобы встать на учет. Порядок оформления временной регистрации не предусматривает выплату госпошлины.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина через почту

Дня тех иностранных граждан, которые в течение установленного для страны гражданской принадлежности срока со дня пребывания в стране не встали на учет в МВД, предусмотрены штрафы.

Есть вариант заранее уведомить ГУВМ о своем прибытии с помощью почтовых услуг. В данном случае человеку нужно будет оплатить только услуги почты. Оформить временную регистрацию через почту проще, ведь нет необходимости стоять в длинных очередях. Таким образом, временная регистрация на почте выгодный, но ненадежный вариант, поскольку почтовое отправление может затеряться.

С регистрацией принимающей стороны иностранец получает право находиться на территории России с возможностью перемещения. Срок первичной временной регистрации — не более 3 месяца.

Правила временной регистрации иностранных граждан, прибывших в РФ:

  1. Российская прописка у иностранного гражданина может отсутствовать, но адрес его регистрации обязательно должен быть указан в уведомлении МВД о прибытии человека. ГУВМ МВД предоставляет человеку бланк-уведомление о том, что он встал на учет.
  2. Почта потребует от человека собственноручное заполнение им учетного бланка. МВД по почте регистрирует иностранца только в том случае, если он подал все необходимые документы. Служащий почты обязан поставить на отрывном талоне штамп. В данном случае срок регистрации не может превышать 90 дней. Но ее можно продлить.
  3. Временная регистрация иностранных граждан, приехавших в Россию по режиму без виз, предполагает предоставление ими копий таких документов, как миграционная карта и паспорт.

Образец миграционной карты РФ


Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина через почту

Постановка иностранных студентов на миграционный учет

1. При пересечении государственной границы Российской Федерации студент получает бланк миграционной карты (исключение – граждане Республики Беларусь). Миграционная карта является документом, подтверждающим право на временное пребывание на территории Российской Федерации. Иностранные студенты в миграционной карте в поле о цели прибытия отмечают слово «УЧЕБА».

2. По прибытии к месту учебы студент должен сообщить о своем приезде:

– в деканат своего Института или Колледжа;

– специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225).

3. Согласно миграционному законодательству Российской Федерации все иностранные граждане подлежат постановке на миграционный учёт по месту пребывания в течение:

30 дней – граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстана;

15 дней – граждане Таджикистана;

7 рабочих дней – граждане всех остальных стран, включая граждан, въезжающих в порядке, требующем получения визы с момента прибытия.

Информируем, что с 08.07.2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”. Согласно изменениям уточнено понятие места пребывания:

– место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

Статья 21 Закона:

Основание для учета по месту пребывания

1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

В связи с этим, обязанность по постановке на миграционный учет возлагается на принимающую сторону иностранного студента. Согласно Закону сторона, принимающая иностранного гражданина, или лицо без гражданства в Российской Федерации – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Закона.

2. По прибытии к месту учебы студент должен сообщить о своем приезде:

Основания для учета по месту пребывания

Таким образом, регистрация иностранных граждан по месту пребывания в отличие от регистрации российских граждан по месту пребывания может производиться не только в жилые, но и в нежилые помещения.

Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. В качестве основания закон также указывает отсутствие у иностранного гражданина места жительства.

Постановке на миграционный учет подлежат следующие категории иностранных граждан.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – по истечении 7 дней со дня прибытия в место пребывания.

Исключения составляют случаи, когда иностранный гражданин:

не имеет места жительства;

находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

Временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Исключения составляю случаи, когда иностранный гражданин:

находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

Об особенностях регистрации по месту пребывания на территории РФ жителей ДНР и ЛНР вы можете узнать из содержания этой статьи.

Таким образом, регистрация иностранных граждан по месту пребывания в отличие от регистрации российских граждан по месту пребывания может производиться не только в жилые, но и в нежилые помещения.

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, подлежат учету по месту пребывания, а лица, проживающие на основании РВП или вида на жительство, вправе зарегистрироваться по месту жительства. Учету по месту пребывания также подлежат мигранты, оформившие РВП и вид на жительство, в следующих двух случаях:

  1. При отсутствии у них места жительства.
  2. В случае нахождения в помещении, не являющимся местом жительства.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации по месту жительства регламентирован Федеральным законом от 18.06.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете».

Определение термину «место пребывания иностранного гражданина» дано во 2 статье вышеупомянутого закона. В соответствии с указанной статьей, местом пребывания иностранного гражданина признается то место, которое не является местом его жительства, но в котором гражданин находится, временно проживает либо осуществляет трудовую деятельность.

Постановка на учет осуществляется миграционным органом на основании поступившего уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (ст.20 Закона о миграционном учете). Обязанность подать такое уведомление возложена на принимающую сторону иностранного гражданина (ч.3 ст.20 Закона о миграционном учете), то есть на гражданина, предоставившего иностранцу помещение для проживания, или организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Вместе с тем закон предусматривает случаи, когда уведомление может быть подано иностранным гражданином лично. Так иностранец, имеющий в собственности жилое помещение, вправе самостоятельно заявить его в качестве места своего пребывания. Кроме того, если в силу уважительных причин, принимающая сторона не может направить в орган ГУВМ уведомление, мигрант подает его самостоятельно. Уведомление может быть подано непосредственно в Управления по вопросам миграции по месту пребывания гражданина, либо направляет через отделение почтовой связи. В Санкт-Петербурге подать уведомление о прибытии можно также через многофункциональный центр. Согласно п.47 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.08.2013 года № 364, в приеме уведомления может быть отказано в двух случаях:

  • если бланк уведомления заполнен с нарушением установленных требований к его форме и содержанию, или не поддается прочтению,
  • а также в случае отсутствия документов, предоставление которых является обязательным.

Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Согласно примечанию, уведомление о прибытии заполняется на русском языке, разборчиво, ручкой с черными или темно-синими чернилами, заглавными печатными буквами и цифрами. В уведомлении о прибытии указываются установочные данные гражданина, ФИО принимающей его стороны, адрес пребывания и сроки, до которых гражданин планирует находиться по указанному адресу. В соответствии с п.32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, срок постановки на учет по месту пребывания не может быть более, чем на срок, в течение которого гражданин может законно находиться на территории РФ. Как правило, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. В связи с этим, граждане, имеющие патент, могут продлить учет на срок действия патента, то есть на тот срок, на который он оплачен. То же самое касается и граждан, которым срок пребывания продлен в соответствии с законом по иным основаниям.

В случае успешной подачи уведомления на руках у заявителя остается отрывная часть бланка с отметкой о его принятии. Именно она подтверждает факт постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Следует различать постановку на учет по месту пребывания и продление учета. Закон рассматривает их, как две абсолютно разных процедуры. Так, в соответствии с п. 42 Правил осуществления миграционного учета, при изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ, принимающая сторона обязана в течение 3-х рабочих дней с момента возникновения указанных обстоятельств, обратиться в миграционный орган с заявлением, составленным в произвольной форме, дополнительно предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и «необходимые документы». В Правилах не указано, какие именно необходимые документы принимающая сторона обязана предоставить для продления срока учета по месту пребывания, логично предположить, что они должны подтверждать обстоятельства его продления.

По общему правилу, срок постановки на учет по месту пребывания не может превышать 7 суток с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания[1]. Стоит учитывать, что для отдельных категорий иностранных граждан международными соглашениями и федеральными законами установлены специальные сроки постановки на учет. В отличие от общего правила, международные соглашения предлагают исчислять срок постановки на учет не с момента прибытия иностранца в место пребывания, а с момента его въезда в РФ.

Например, в связи со вступлением в действие Договора о Евразийском экономическом союзе, граждане государств – членов союза (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении), прибывавшие в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от необходимости постановки на учет (направления уведомления), в случае, если срок их пребывания с момента въезда в РФ[2] не превышает 30 суток.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от исполнения обязанности по направлению уведомления, если срок их пребывания с момента въезда в РФ не превышает 90 суток.

Граждане Казахстана освобождены от обязанности иметь на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 30 дней со дня въезда в РФ (п.1 ст.1 Соглашения от 7.06.2012 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации).

Граждане Украины освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 90 дней со дня въезда в РФ (Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года (подписан в г. Киеве 30.10.2004).

Граждане Таджикистана также освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 15 дней со дня въезда в РФ (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013).

Так же федеральный закон устанавливает категории граждан, неподлежащих постановке на учет по месту пребывания. Все они перечислены в ч.6 ст.20 Закона о миграционном учете. К ним относятся:

  • Иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок, не превышающий 7 дней, за исключением граждан, находящихся в гостинице, пансионате, санатории, доме отдыха, туристической базе, а также граждан, проходящих лечение и обследование в условиях стационара. В этом случае за постановку на учет отвечает администрация соответствующего учреждения, принявшего иностранного гражданина.
  • Главы иностранных государств, председатели правительств, члены правительственных и парламентских делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ на основании приглашения органа власти.
  • Моряки, при условии их нахождения на территории порта (портового города) не более 24 часов, а также в случае выезда указанных лиц за пределы порта (портового города) в экскурсионных целях.
  • Иностранные граждане, являющиеся членами экипажей самолетов, бригад поездов, иных транспортных средств, участвующих в международном сообщении, при условии нахождения указанных лиц на территории аэропорта или вокзала (станции).
  • Моряки, пилоты, являющиеся членами экипажей военных кораблей и самолетов (иных летательных аппаратов), за исключением случаев вынужденной остановки указанных лиц вне основного состава своих экипажей на срок более 3 дней.

Иностранный гражданин подлежит регистрации по месту пребывания каждый раз при въезде на территорию России, поскольку в соответствии со ст.27 Закона о миграционном учете, при выезде за пределы Российской Федерации он снимается с учета. Аналогичные положения содержатся и в п.37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. В соответствии с указанными правилами, основанием для снятия с миграционного учета является поступление от пограничных органов сведений о выезде иностранного гражданина за пределы РФ.

Гражданин (его принимающая сторона) обязан сообщать подлинную информацию о месте своего нахождения в РФ. Предоставление в миграционный орган ложных сведений о месте пребывания также влечет административную ответственность в виде штрафа и выдворения с последующим запретом на въезд[3].

Ребенок может быть поставлен на учет по месту пребывания по адресу пребывания его родителей. Постановка ребенка на учет по месту пребывания осуществляется на основании уведомления, поданного принимающей стороной, а регистрация по месту жительства по заявлению родителей. Если родители пребывают (проживают) по разным адресам, место пребывания (проживания) ребенка определяется по их соглашению. Аналогичные правила действуют и в отношении регистрации несовершеннолетних иностранных граждан по месту жительства. В Санкт-Петербурге миграционные органы нередко отказывают в регистрации детей в нежилых помещениях, однако подобная практика была признана незаконной[4].

[1] Вопреки ошибочному мнению, согласно общему правилу, срок постановки на учет начинается исчисляться не со дня въезда иностранного гражданина в РФ, а со дня его прибытия в место пребывания, то есть помещение, не являющееся местом жительства гражданина, по адресу которого он подлежит постановке на учет в соответствии с федеральным законом.

[2] Важно обратить внимание, что срок постановки на учет указанным гражданам нужно исчислять не со дня прибытия в место пребывания, а со дня их въезда в РФ.

[3] При решении вопроса о наличии в действиях иностранного гражданина состава правонарушения, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 19 июля 2017 г. N 22-П. По мнению Суда, мигрант обязан состоять на миграционном учете по адресу нахождения принимающей стороны – физического лица или организации, с которым у него есть законная правовая связь. В данном случае адрес постановки на учет и место фактического проживания мигранта могут не совпадать. Во всех иных случаях мигрант обязан состоять на учете по месту своего фактического проживания.

[4] Решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 года (дело № 78-КГ17-9). В указанном решении Суд пришел к выводу, что у миграционного органа есть обязанность зарегистрировать ребенка по месту жительства в помещении, в котором зарегистрированы и проживают его родители, в том числе и нежилом.

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, подлежат учету по месту пребывания, а лица, проживающие на основании РВП или вида на жительство, вправе зарегистрироваться по месту жительства. Учету по месту пребывания также подлежат мигранты, оформившие РВП и вид на жительство, в следующих двух случаях:

Ҳар куҷое ки ҳастед, барои мо муҳимед!

– международная организация или ее представительство в РФ либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в России, предоставившие иностранному гражданину жилое или иное помещение для фактического проживания;

Читайте также:  Достопримечательности Саудовской Аравии, современные города и курорты
Добавить комментарий