Как быстро гражданину Грузии получить гражданство России в 2020 году

Процедура отказа

Человек, уже имеющий гражданство Грузии, имеет право отказаться от него в пользу подданства другого государства.

Пример грузинского пенсионного удостоверения

Для того чтобы получить соответствующий документ, рекомендуется обратиться в Дом Юстиции страны. Также решением этого вопроса занимаются органы территориальной службы. Если человек находится за пределами Грузии, то для того, чтобы получить на руки соответствующий документ, ему необходимо обратиться в консульское учреждение страны. Он может попросить предоставить ему соответствующий документ как лично, так и по почте. Письменное заявление направляется на имя главы государства.

Для того чтобы получить соответствующий документ, рекомендуется обратиться в Дом Юстиции страны. Также решением этого вопроса занимаются органы территориальной службы. Если человек находится за пределами Грузии, то для того, чтобы получить на руки соответствующий документ, ему необходимо обратиться в консульское учреждение страны. Он может попросить предоставить ему соответствующий документ как лично, так и по почте. Письменное заявление направляется на имя главы государства.

Тестирование для оформления ВНЖ

Для тестирования желающих получить ВНЖ Российской Федерации при себе нужно иметь те же документы, что и для прохождения теста для РВП+ страничку паспорта с печатью РВП и регистрацией.

Проходной балл представляет собой следующее:

  • грамматика/лексика — 40 б/80%;
  • чтение – 48 б/80%;
  • аудирование – 56 б/80%;
  • письмо – 32 б/80%;
  • речь – 64 б/80%.

Проходной балл по истории России и основам законодательства РФ — 75%.

Экзамен считается сданным, когда человек, желающий отказаться от грузинского гражданства в пользу российского, получает 210 баллов.

Приобретение гражданства России по рождению

Ребенок приобретает гражданство России по рождению, если:

1. Оба его родителя или единственный родитель являются гражданами России, независимо от места рождения ребенка

2. Один из родителей-гражданин России, а другой является лицом без гражданства, либо место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка

3. Один их родителей-гражданин России, другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России

4. Оба его родителя, проживающие на территории РФ являются иностранными гражданами, ребенок родился на территории России, а государство, которыми являются его родители не предоставляет ребенку гражданство.

5. Ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны становится гражданином РФ, в случае если родители не объявятся в течение шести месяцев

Данные категории могут не признать гражданами России если:

Для льготных категорий населения

  • Члены Госпрограммы по переселению соотечественников с их семьями в Россию.
  • Участники ВОВ.
  • Нетрудоспособные, лица пенсионного возраста при наличии совершеннолетнего, трудоспособного ребенка – гражданина РФ.
  • Недееспособные лица, которые стоят на учете в медучреждении или ином специализированном учреждении на территории РФ.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Перечень документов для получения гражданства

Чтобы сделать гражданство РФ для граждан Грузии следует предоставить в ГУВМ МВД следующие документы:

  • заявление на оформление гражданства в двух экземплярах, бланк заполнения заявления на подданство можно найти на этом портале;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • отказ от предыдущего подданства в двух экземплярах;
  • копия вида на жительство, нотариально заверенная;
  • 4 фото заявителя;
  • справка об оплате госпошлины;
  • свидетельства о рождении и браке;
  • свидетельства о рождении детей; аттестат или диплом;
  • авторезюме;
  • справка, подтверждающая официальный заработок в РФ;
  • аттестат РФ.

После того, как весь пакет будет собран, следует подать документы в районное отделение УВМ МВД России и ждать решения.

  • личное заявление;
  • документ, подтверждающий личность;
  • свидетельства о рождении, о браке, о рождении детей;
  • квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины;
  • фото 3х4.

Как получить гражданство России гражданину Грузии

Граждане Грузии, желающие мигрировать в Россию, ищут возможность получить гражданство нашей страны. Уроженцы Грузии могут стать обладателями легального статуса на условиях, которые установлены для всех выходцев из СССР. Получить гражданство РФ возможно на общих основаниях и в упрощенном порядке. Как гражданину Грузии получить российское гражданство? Об этом расскажем в нашем материале.

Граждане Грузии, желающие мигрировать в Россию, ищут возможность получить гражданство нашей страны. Уроженцы Грузии могут стать обладателями легального статуса на условиях, которые установлены для всех выходцев из СССР. Получить гражданство РФ возможно на общих основаниях и в упрощенном порядке. Как гражданину Грузии получить российское гражданство? Об этом расскажем в нашем материале.

Welcome в россияне

Этой даты, по словам Казаковой, ждали многие, поскольку было отменено условие предоставления документов о желании выйти из имеющегося гражданства. “У многих причиной отказа от приобретения российского гражданства служил тот факт, что либо нужно было выйти из имеющегося гражданства, либо предъявить этот документ, который направлялся в полномочные органы государства гражданской принадлежности. Вот с 24 июля этот документ никому предоставлять не нужно, независимо от гражданской принадлежности”, – пояснила Казакова.

“Значительное количество лиц из дальнего зарубежья, имеющих виды на жительство для проживания на территории РФ, с учетом изменившихся условий об отказе от имеющегося гражданства теперь скорее всего обратятся с заявлениями о приобретении гражданства”, – прогнозирует Казакова.

Кроме того, понимая, что большое количество документов иностранный гражданин собирает для получения того или иного статуса, вместе с заявлением о приобретении гражданства не нужно будет предоставлять документы, подтверждающие источник средств существования. Так как это происходит, по словам начальника миграционного главка МВД, при подаче документов на вид на жительство.

С 24 июля произошли также следующие изменения – граждане Украины, Белоруссии, Молдовы и Казахстана при получении вида на жительство сразу без срока проживания (ранее не менее 5 лет) смогут подавать документы на приобретение гражданства. На сегодняшний день это более 240 тысяч человек, проживающих в России с видом на жительство и подпадающих под процедуру упрощения приобретения гражданства.

Упростится процедура получения гражданства и для иностранцев, окончивших российские вузы. “По ранее действующему законодательству необходимо было представлять документы о том, что человек после окончания вуза отработал официально 3 года с отчислением в различные фонды социального страхования определенных денежных средств. Но, учитывая такую категорию иностранных граждан как выпускники вузов, которая востребована на рынке труда и адаптирована в российское общество, срок осуществления трудовой деятельности был снижен с 3 лет до 1 года. И я надеюсь, что данной нормой воспользуются многие иностранные граждане”, – считает Валентина Казакова.

Зашел в беседе начальником миграционного главка МВД несомненно разговор и о том, как коронавирус отразился на миграционной ситуации в России. “С учетом закрытия границ с марта месяца на территорию России не въезжает большое количество иностранных граждан, с теми же гражданами, которые находятся в России, мы продолжаем активно работать. С учетом указов президента, которые определили особый порядок правового статуса на территории РФ иностранных граждан, все миграционные подразделения принимают иностранных граждан. И с марта месяца к нам обратилось более полутора миллионов иностранных граждан, которые хотели урегулировать свой правовой статус, то есть получить разрешительные документы, соответственно, продлить визы”, – рассказала Валентина Казакова.

В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией миграционщики предсказуемо зафиксировали спад в обращениях к ним – приблизительно на 30 процентов. При этом по вопросам получения гражданства, даже несмотря на коронавирус, фиксируется рост количества соискателей. Прирост – в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Если говорить в абсолютных цифрах, то порядка 300 тысяч человек за первое полугодие приобрели гражданство Российской Федерации. И, конечно, этому способствуют те изменения в законодательстве, которые произошли в текущем году. В июне вступили в силу изменения, которые сократили срок рассмотрения заявления о приобретении гражданства с 6 до 3 месяцев”, – напомнила Валентина Казакова.

Кроме того, граждане Белоруссии и Украины освобождены от процедуры прохождения собеседования, если они попадают под условия носителей русского языка. Это означает, что украинцам и белорусам, свободно владеющим русским языком, не придется проходить собеседование специально образованной комиссией МВД России.

Как будет проходить собеседование для всех остальных граждан иностранных государств, попадающих под условия нормы носителей русского языка, можно будет вскоре узнать на сайте МВД. “Очень было много нареканий о том, что в одном субъекте спрашивают правила русского языка, в другом заставляют писать диктанты – вот для того, чтобы унифицировать эти процедуры, МВД разработало контрольно-измерительные материалы”, – пояснила начальник главка МВД по вопросам миграции.

Читайте также:  Работа для украинцев с РВП

В целом же в МВД фиксируют тенденцию ежегодного роста числа иностранцев, желающих приобрести гражданство РФ. Если в прошлом году в российское гражданство было принято порядка 500 тысяч человек, то только за первое полугодие этого года изъявили желание и были приняты в гражданство РФ уже более 300 тысяч человек.

Стоит отметить, что вступившие в силу 24 июля поправки – не последние из числа вводящих послабления для иностранцев, желающих стать россиянами.

12 октября текущего года вступят в силу изменения в закон “О гражданстве”, которые позволят работоспособным гражданам, имеющим совершеннолетних детей – граждан РФ и проживающих на территории России, приобрести наше гражданство. Пока российское гражданство могут приобрести только нетрудоспособные родители пенсионного возраста, имеющие совершеннолетних детей – граждан России. А с 12 октября уже трудоспособные, то есть люди, еще не достигшие пенсионного возраста, смогут приобрести гражданство “по детям, проживающим на территории России”. “Я думаю, что после этих изменений количество трудоспособных граждан в возрасте от 40 до 60 лет увеличится”, – заключила Валентина Казакова.

Этой даты, по словам Казаковой, ждали многие, поскольку было отменено условие предоставления документов о желании выйти из имеющегося гражданства. “У многих причиной отказа от приобретения российского гражданства служил тот факт, что либо нужно было выйти из имеющегося гражданства, либо предъявить этот документ, который направлялся в полномочные органы государства гражданской принадлежности. Вот с 24 июля этот документ никому предоставлять не нужно, независимо от гражданской принадлежности”, – пояснила Казакова.

Двойное гражданство в Грузии

В сентябре 2018 года парламент Грузии принял поправки к Конституции, согласно которым грузинских граждан больше не будут лишать паспортов, в случае приобретения гражданства другой страны. Основное условие – это официальное согласие грузинских властей.

Полноценно норма закона начнет действовать с 31 декабря 2020 года. Кроме того, поправки предусматривают увеличение сроков проживания в стране для получения грузинского паспорта по обычной процедуре натурализации с 5 до 10 лет, а также с 2 до 5 лет для супругов граждан Грузии (упрощенная схема).

Средняя продолжительность жизни в Грузии составляет около 76,4 лет, что дольше, чем в России (71), Украине (72,1) и Беларуси (73).

Способы получения гражданства Грузии

  • 1 Способы получения гражданства Грузии
  • 2 Условия предоставления грузинского гражданства
  • 3 Список документов для получения гражданства
  • 4 Порядок действий при получении гражданства
  • 5 Сроки и стоимость

Безусловно, для того, чтобы стать обладателем грузинского паспорта, одного желания со стороны заявителя недостаточно. Для этой процедуры должны быть веские основания, или причины, по которым она возможна. Перечислим основные способы получения грузинского гражданства:

  1. Через натурализацию. Предполагается, что мигрант сможет получить гражданство на общих основаниях (для этого ему нужно проживать в стране не менее 10 лет), упрощённо (для мигрантов, состоящих в браке с гражданами Грузии и проживающими на территории страны не менее 5 лет), в порядке исключения (решение принимается президентом страны и лишь в том случае, если мигрант действительно вносит большой вклад в ее развитие), в порядке восстановления (если гражданство было утрачено ранее). При этом натурализация предполагает внедрение мигранта в жизнь и культуру страны.
  2. По рождению. Так, гражданином Грузии становится ребенок, если хотя бы один из его родителей является обладателем грузинского паспорта либо он рожден на территории страны, но от мигрантов без гражданства. Также гражданином станет ребенок, личности родителей которого установить невозможно, но он найден на грузинской земле.
  3. С помощью инвестиций. Мигрант должен вложить в грузинскую экономику не менее 300 тысяч евро, при этом инвестиции будут невозвратными.
  4. Через регистрацию брака. Если мигрант вступает в брак с гражданином, он оформляет ВНЖ на 2 года. После этого соискатель имеет право подать документы на получения гражданства по упрощённой схеме.
  5. Трудоустройство или открытие бизнеса. В Грузии особенно развит туризм, а потому российские граждане часто открывают здесь хостелы, кафе, рестораны. Работать в стране можно сначала на основании ВНЖ и только после этого оформлять гражданство.
  6. Обучение в высших учебных заведениях. При этом студент должен обучаться в ВУЗе, который имеет государственную аккредитацию. На период обучения оформляется ВНЖ, а по окончанию учебы и при дальнейшем трудоустройстве в Грузии можно претендовать на гражданство.
  7. Покупка недвижимости. Для получения грузинского паспорта она должна быть в собственности не менее 5 лет.
  8. Воссоединение с семьей. Этот способ возможен, если удастся подтвердить родственные связи с лицами, которые уже являются грузинскими гражданами.

К кандидатам на грузинский паспорт, которые приехали в страну из России, предъявляется ряд требований:

Гражданство РФ гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины

После вступления в силу 24 июля 2020 года Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 134-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства” был значительно упрощен порядок приобретения российского гражданства гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины.

Граждане четырех перечисленных государств в соответствии с пунктом «Л» части 2 статьи 14 Федерального закона “О гражданстве РФ” получили возможность обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке сразу же после получения права постоянно проживания в нашей стране (т.е., после получения вида на жительство) и оформления регистрации по месту жительства.

При этом рассмотрение заявления о приеме в российское гражданство и принятие по нему решения осуществляется в шестимесячный срок.

Решение о приеме в гражданство России в данном случае принимается в течение 3-х месяцев со дня подачи соответствующего заявления и всех других необходимых, надлежащим образом оформленных документов.

Получение гражданства в общем порядке

  • способствовать возвращению соотечественников – жителей бывшего СССР; родившихся в РФСР; носителей русского языка;
  • облегчить воссоединение членов семей;
  • привлечь предпринимателей, инвестирующих капитал в развитие производства в России, в деятельности которых заинтересована страна;
  • квалифицированных специалистов и иностранцев, обучавшихся в России.

Финская система образования: учеба в течение всей жизни

Одно из таких направлений – образовательная система. На вопросы редактора Lentachel.ru по этому поводу отвечает Сари Эрикссон, доктор педагогических наук, советник по вопросам высшего образования и науки в посольстве Финляндии в Москве.

– Сари, скажите, что заставило Финляндию перейти от традиционной классно-урочной системы образования к современной методике? Когда это произошло?

– В соответствии с учебной программой, принятой в 2016 году, финская школа уделяет больше внимания повышению уровня цифровизации и личностно-ориентированному обучению. Информационные технологии применяются по всем предметам и во всех классах. Реформа учебной программы направлена на сохранение хорошего уровня знаний и умений финских детей и подростков.

С точки зрения Национального управления образования реформа была необходима. Основные цели – укрепление активности ученика, повышение значимости учебы и обеспечение получения положительного опыта успеха каждым школьником. Задача учителя – учить и ориентировать школьников на непрерывное образование в течение всей жизни, учитывая индивидуальные особенности усвоения материала школьниками.

На уровне школы этот процесс еще идет. От классно-урочной системы в Финляндии не отказались полностью. В публичном пространстве идут дискуссии, в которых оппоненты реформы рисуют угрозы, связанные с новыми методами обучения. Например, среди учителей есть те, кто решительно возражает против цифровизации и новых методов обучения.С другой стороны, существуют школы, которые в числе первых применяют новые методы обучения.

– Родители финских школьников не покупают учебников, тетрадей, канцтоваров, планшетов, не платят за обеды детей в школе, – все это предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой детей привозят на автобусе. Финляндия настолько богата, что может себе это позволить? В России родители покупают детям, как минимум, часть учебников, школьные обеды в основном платные, на школьных автобусах детей не возят – у наших школ просто нет своего транспорта.

– Финская система школьного образования в современном виде достаточно молода. Реформа основной школы началась в 1970-х годах, когда, независимо от положения в обществе все получили доступ к бесплатному основному образованию.

Читайте также:  Как получить работу в Японии?

Образование в Финляндии не всегда было бесплатным. До реформы основной школы только четырехлетняя народная школа была бесплатной. После окончания народной школы надо было поступать в среднюю школу, а эти учебные заведения, в основном, были частными.

Благодаря реформе основной школы в Финляндии создана полностью бесплатная система образования, уровень которой примерно одинаковый везде. Независимо от учебного округа можно быть уверенным в том, что ребенок будет ходить в школу, которая дает основное образование хорошего уровня. Равенство, здоровье и благополучие школьников – значимые факторы в развитии финской школы.

Правительство Финляндии поставило новую цель – чтобы все финны получили образование второй ступени. Правительство хочет продлить обязательное обучение до 18 лет. Образование второй ступени уже сегодня бесплатное, но благодаря новому этапу реформы учебные материалы этого уровня также станут бесплатными. Сегодня учебные материалы гимназии могут стоить несколько тысяч евро.

Школы Финляндии на самом деле не имеют своих автобусов для перевозки школьников. Но школьники основной школы имеют право при определенных условиях на бесплатный, организованный муниципалитетом, проезд до школы. В этих целях используется, в основном, общественный транспорт.

– Правда ли, что финским школьникам нравится процесс обучения в школе? За счет чего это стало возможно?

– Да, это так. Разные сравнительные исследования показывают, что финские школьники довольны своей жизнью и школой. Например, исследование PISA-2018 рассматривает благополучие как совокупность материальных факторов и факторов, связанных с самим школьником, школьной средой и школьным окружением.

Если принимать в расчет материально измеряемые факторы, финские школьники входят в число самых обеспеченных в мире. Исследование показывает, что финские школьники довольны своей жизнью. Причем, согласно исследованию PISA-2018 Финляндия – единственная страна, в которой как читательская грамотность, так и удовлетворенность жизнью школьников находятся на высоком уровне. Например, во всех азиатских странах, в которых уровень знаний и умений высокий, удовлетворенность жизнью находится на низком уровне. А в странах с высокой удовлетворенностью жизнью, знания и умения чаще всего слабые.

– Правда ли, что финским школьникам нравится процесс обучения в школе? За счет чего это стало возможно?

– С 2016 года в школах были введены новые учебные планы, которые направлены на реорганизацию культуры деятельности школы и школьной педагогики. Учебная программа основного образования все еще основывается на определенных в законе «Об основном образовании» дисциплинах во всех классах. Новые учебные планы подчеркивают в обучении по всем предметам широкие знания и умения, которые формируются на основе разных подходов.

Учеба, трудовая жизнь и активная гражданская позиция предполагают владение разными сферами знаний и умений, а также их интеграцию. Каждый учебный предмет со своей стороны содействует формированию навыков широких знаний и умений, поэтому обучение не сосредотачивается только на одном предмете.

– В школах Финляндии отказались от выставления оценок ученикам? Или это миф?

– В финской школе все-таки проводится оценка усвоения знаний! Постоянное развитие системы оценивания – важная часть развития системы образования. Но в финской школьной системе нет государственного экзамена об окончании основной школы. Единые критерии оценивания становятся все более важными, их постоянно совершенствуют.

В Финляндии говорят об оценке усвоения, которая основывается на направляющей и стимулирующей обратной связи и самооценке учеников. По постановлению об основном образовании муниципалитеты обязаны выдавать аттестаты с оценками, имеющими числовое выражение, по окончании 8-го и 9-го классов. До этого муниципалитеты могут самостоятельно решать, выдавать ли в школах аттестаты с оценками, выраженными в баллах или словесно.

– Приходилось слышать, что к концу 6 класса дети в финской школе должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и два иностранных языка. Каким образом это возможно? В России в школах учат только один иностранный язык. И даже к концу обучения мало кто его знает.

– Почти все финские школьники изучают в качестве первого иностранного языка английский, а не позже 6-го класса – второй национальный язык (финский – для урожденных шведов, либо шведский для финнов). Изучение иностранного языка начинается с языка А1 в 1- 3 классе в зависимости от муниципалитета. Изучение факультативного языка А2 начинается чаще всего в 4 или в 5 классе.

В 2018 году 90 % школьников 3-го класса изучали в качестве языка А1 – английский. В 2018 году 27,6 % школьников 5-го класса начальной школы изучали какой-либо язык А2. Самые популярные языки для изучения в финской школе – английский (8,7 %), шведский (6,0 %) и немецкий (6,0 %).

– Знают ли ученики в финском классе, какие оценки у одноклассников?

– Финские учителя стремятся к мотивирующей конструктивной обратной связи в адрес учащихся. Оценивание обученности основывается на всем процессе обучения, школьников при этом ориентируют на самооценку, начиная с первого класса.

– Чем занимается на уроке тьютор, который помогает учителю?

– В единой для всех основной школе стремятся к тому, чтобы все школьники учились в классах общего обучения, и отдельные специальные классы не всегда существуют. Школьники могут иметь разные потребности в особой поддержке. Чаще встечаются сложности в сфере эмоциональных и социальных отношений, нарушения концентрации внимания, ограниченные возможности передвижения, а также сложности, связанные с чтением, письмом и пространственным воображением в математике.

Тьютор в сотрудничестве с классным руководителем направляет, мотивирует и поддерживает усвоение и рост школьников. Классный руководитель отвечает за организацию обучения. Задача тьютора – оказывать поддержку ученикам и направлять. Но тьютор не выполняет задания за школьника.

– Приходилось слышать, что в Финляндии нет школ лучших и худших, всех учеников стараются подтянуть до определенного среднего уровня знаний. Не теряется ли при таком подходе интерес к обучению у самых способных?

– В финской школьной системе действительно нет отдельного обучения для так называемых одаренных детей, также как нет курсов разных уровней. Исследования показали, что из обычного классного обучения извлекают пользу как способные, так и хуже успевающие школьники.

Финляндия – страна маленькая, и у нас нет возможности сосредотачиваться на развитии только одаренных. Сравнительные исследования показывают, что в Финляндии разница между уровнями школ меньше, чем в других странах.

– Правда ли, что в финских школах нет единой образовательной программы? Учителя готовят детей по собственным программам.

– В Финляндии организация образования и ответственность за школьную деятельность – задача муниципалитетов. Учебный план делится на три уровня – национальный, муниципальный и школьный. Основы национального учебного плана дают единую основу для местных, муниципальных учебных планов. Школы разрабатывают свои учебные планы на основе муниципальных учебных планов, учителя работают по ним. Работа учителя и реализация учебного плана не контролируются путем внешних проверок.

Существуют разные попытки объяснить секрет успешности финского образования. Одно из объяснений в том, что в Финляндии хорошие учителя, и они обучены принимать самостоятельные решения. Иными словами, финские учителя подготовлены работать автономно в своей профессии – профессиональный учитель быстро принимает решения на основе своего мышления и профессиональной этики.

– Существуют ли у финских школьников домашние задания? Если да, сколько это отнимает времени в среднем в день?

– В Финляндии закон «О школе» обязывает учителей учитывать значение досуга и отдыха при выдаче домашнего задания. Учителя могут сами определять объем домашнего задания. По данным сравнительных исследований финские школьники выполняют меньше домашних заданий, чем школьники в других странах. Навыки, которым учат на основе домашних заданий, не всегда обязательно являются академическими навыками по предмету. Часто задания направлены на выработку у школьников умения принимать на себя ответственность и выработку социальных навыков.

– Правда ли, что обучение в школах Финляндии нацелено на практичность полученных знаний, их применимость в дальнейшей жизни? Приведите примеры.

– Да, в финской школе изучают то, что можно применять в практической жизни. Есть тенденция на отказ от заучивания учебного материала наизусть. В школах ведутся практико-ориентированные уроки, например, уроки домоводства. Также есть предмет «Знакомство с трудовой жизнью» (ТЕТ), он является обязательным для всех школьников с 7 по 9 класс.

Во время периодов продолжительностью одну неделю школьник применяет на практике усвоенные навыки и может проверить свое умение справляться с работой в новом коллективе и новой среде. Знакомство с трудовой жизнью происходят на реальных рабочих местах.

– Как сказываются на дальнейшем обучении молодого человека оценки, полученные на выпускном школьном экзамене?

Читайте также:  Где оформляется виза на Кюрасао для россиян

– В Финляндии идет реформа отбора студентов в вузы с целью, чтобы молодежь как можно быстрее подавала документы на поступление. В результате реформы произойдет отказ от набора в вузы на основе суммы баллов, когда баллы даются за вступительные экзамены и оценки в аттестате. В результате реформы возрастет значение аттестата об окончании школы.

Раньше половину студентов набирали по результатам вступительных экзаменов, которые проводили сами университеты. В дальнейшем основным путем поступления будет отбор на основе оценок в аттестате, иными словами, чуть более половины студентов будет набираться именно так – на основе оценок в аттестате.

– Как выглядит система профессиональной ориентации финских школьников?

– Кроме периодов ознакомления с трудовой жизнью ТЕТ в старших классах школьники проходят отдельную профориентацию. Задача – обеспечение школьников ориентирами для будущего. На уроках профориентации рассматриваются, в частности, возможности продолжения учебы, профессии и сферы деятельности, а также собственно трудовая жизнь. В школах эту работу выполняет специальный учитель.

– По данным ООН, в Финляндии индекс образования один из самых высоких в мире. Значит ли это, что у финского образования нет проблем?

– В финской школе еще есть что совершенствовать. Один из самых больших поводов для озабоченности – мальчики с плохой успеваемостью! Об этом говорят также исследования PISA. Разница между девочками и мальчиками по читательской грамотности в Финляндии значительная, самая большая среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Над решением этой проблемы нам надо работать.

– В финской школе все-таки проводится оценка усвоения знаний! Постоянное развитие системы оценивания – важная часть развития системы образования. Но в финской школьной системе нет государственного экзамена об окончании основной школы. Единые критерии оценивания становятся все более важными, их постоянно совершенствуют.

Равенство, но не уравниловка

В Финляндии не делят школы на элитные, «продвинутые» и обычные. Практически все они государственные, финансируются по потребностям.

Каждый предмет считается важным, нет профильных классов с углубленным изучением какой-либо дисциплины. Единственным исключением являются группы для работы с детьми, одаренными в музыке, живописи, спорте.

Социальный статус родителей администрацию школы и педагогов не интересует. Даже вопросы об этом запрещены.

Учащихся не делят на хороших и плохих. «Особенными» считают как очень способных ребят, так и детей с недостатками развития. Учатся в обычных классах, других попросту нет. Дети-инвалиды с детства интегрируются в коллектив.

Учителя – наставники. Если педагог выделяет «любимчиков» и «изгоев», его увольняют. Преподаватели дорожат профессией, так как она хорошо оплачивается. А вот трудовые договоры с ними перезаключаются ежегодно.

Интересно соотношение прав учащегося и педагога. Дети в разговоре с социальным работником жалуются на взрослых, в том числе родителей и учителей, порой предвзято. Когда обсуждают плюсы и минусы финского образования, этот факт приводят в качестве последнего.


Учащихся не делят на хороших и плохих. «Особенными» считают как очень способных ребят, так и детей с недостатками развития. Учатся в обычных классах, других попросту нет. Дети-инвалиды с детства интегрируются в коллектив.

Невероятная образовательная реформа в Финляндии: от предметов к темам

Финляндия собирается совершить радикальную реформу в своей системе образования, посягнув на то, что кажется многим из нас Священным Граалем — на учебные предметы.

Ричард Гарнер, корреспондент британской газеты The Independent, специально отправился в Хельсинки, чтобы встретиться с финскими экспертами образования и выяснить суть грядущих перемен.

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Здание одной из старейших средних школ в Хельсинки (Эйлантарха). Источник: flickr

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Лииза Пойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие. Уже сейчас из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система — шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно. Суть в чём: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по «всему сразу» — элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.

Кабинет труда в средней школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику. В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает. Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.

Конечно, это не означает, что Финляндия на выходе хочет получить исключительно представителей рабочих специальностей или квалифицированных специалистов сферы услуг. Нет, во внимание принимаются и академически одарённые ученики, активно интересующиеся наукой. Судя по всему, предполагается, что учебная программа будет разбита на отдельные учебные темы — например, тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии.

Так изучают предметы естественнонаучного цикла в школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Помимо изменений в учебной программе предполагается и повсеместное внедрение активного обучения, которое убирает учителя из центра класса, а основой учебного процесса становится совместная проектная деятельность небольших групп учеников.

Марьо Киллонен, глава департамента образования г. Хельсинки, говорит о планирующейся реформе:

Школы сейчас работают по устаревшей модели 90-х годов прошлого века; но нужды времени изменились, и нам необходимы перемены, которые удовлетворят потребности XXI века.

Можете себе представить, какой резонанс вызывают внутри страны среди педагогов известия о таких коренных изменениях. Государство озаботилось возможным беспокойством со стороны работников образования, и готово простимулировать учителей прибавкой к зарплате. Это естественно, ведь новая реформа, ставящая целью передачу междисциплинарных знаний, требует от каждого учителя-предметника плотной работы со своими коллегами. В такой системе нет смысла замыкаться на своей специализации.

Первыми реформы обкатываются в Хельсинки. По словам Паси Силандера, уже 70% учителей города, преподающих в старших классах школы, сейчас проходят курсы повышения квалификации и адаптации к новым реформам.

Нам приходится менять образ мышления. Крайне сложно помочь учителям начать, сделать первый шаг. Но те учителя, кто всё же осмелился, говорят, что ни за что бы не вернулись обратно.

На данный момент реформы претворяются в жизнь в лёгкой адаптивной форме — ежегодно школы страны проводят у себя «период тематического обучения», который длится несколько недель. В Хельсинки этот процесс имеет более жёсткие формы — новая модель обучения апробируется два раза в год. Планируется, что полностью на новую систему образования Финляндия перейдёт к 2020 году.

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Напоследок

Диплом о высшем образовании, полученном в Финляндии, высоко котируется в мире и открывает перед его обладателем перспективы обретения престижной работы, карьерного роста и высокой заработной платы. Наличие грантов, материальной помощи и стипендий делает обучение в Финляндии доступным для одаренных студентов, представляющих ценность для финского государства. Те из них, которые знают финский язык, могут обучаться бесплатно, а оплата англоязычных программ в значительной степени компенсируется социальными пособиями, поэтому подавать заявки на поступление в вуз рекомендуется всем желающим.

Одновременно можно подать заявку не более чем в шесть вузов – университеты будут рассматривать документы в порядке приоритетности, установленном самим студентом.

Добавить комментарий