Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ – Закон о правах иностранных граждан в РФ

Кому нужна виза в Россию?

  • Для граждан Австралии
  • Для граждан Австрии
  • Для граждан Албании
  • Для граждан Алжира
  • Для граждан Анголы
  • Для граждан Афганистана
  • Для граждан Африки
  • Для граждан Бангладеш
  • Для граждан Бахрейна
  • Для граждан Бельгии
  • Для граждан Бенина
  • Для граждан Болгарии
  • Для граждан Ботсваны
  • Для граждан Буркина-Фасо
  • Для граждан Бурунди
  • Для граждан Великобритании
  • Для граждан Венгрии
  • Для граждан Вьетнама
  • Для граждан Габона
  • Для граждан Гаити
  • Для граждан Гамбии
  • Для граждан Ганы
  • Для граждан Гвинеи-Бисау
  • Для граждан Гвинейской Республики
  • Для граждан Германии
  • Для граждан Греции
  • Для граждан Грузии
  • Для граждан Дании
  • Для граждан Демократической Республики Конго
  • Для граждан Джибути
  • Для граждан Доминиканской Республики
  • Для граждан Европейского союза
  • Для граждан Египта
  • Для граждан Замбии
  • Для граждан Зимбабве
  • Для граждан Индии
  • Для граждан Индонезии
  • Для граждан Иордании
  • Для граждан Ирака
  • Для граждан Ирана
  • Для граждан Ирландии
  • Для граждан Исландии
  • Для граждан Испании
  • Для граждан Италии
  • Для граждан Йемена
  • Для граждан Кабо-Верде
  • Для граждан Камбоджи
  • Для граждан Камеруна
  • Для граждан Канады
  • Для граждан Катара
  • Для граждан Кении
  • Для граждан Кипра
  • Для граждан Китая
  • Для граждан Кот-д’Ивуара
  • Для граждан Кувейта
  • Для граждан Лаоса
  • Для граждан Латвии
  • Для граждан Лесото
  • Для граждан Либерии
  • Для граждан Ливана
  • Для граждан Ливии
  • Для граждан Литвы
  • Для граждан Лихтенштейна
  • Для лиц без гражданства
  • Для граждан Люксембурга
  • Для граждан Мавритании
  • Для граждан Мадагаскара
  • Для граждан Малави
  • Для граждан Малайзии
  • Для граждан Мали
  • Для граждан Мальты
  • Для граждан Марокко
  • Для граждан Мексики
  • Для граждан Мозамбика
  • Для граждан Монако
  • Для граждан Мьянмы
  • Для граждан Намибии
  • Для граждан Непала
  • Для граждан Нигера
  • Для граждан Нигерии
  • Для граждан Нидерландов
  • Для граждан Новой Зеландии
  • Для граждан Норвегии
  • Для граждан Объединенных Арабских Эмиратов
  • Для граждан Омана
  • Для граждан Пакистана
  • Для граждан Палестины
  • Для граждан Польши
  • Для граждан Португалии
  • Для граждан Республики Конго
  • Для граждан Руанды
  • Для граждан Румынии
  • Для граждан Саудовской Аравии
  • Для граждан Северной Кореи
  • Для граждан Сенегала
  • Для граждан Сингапура
  • Для граждан Сирии
  • Для граждан Словакии
  • Для граждан Словении
  • Для граждан СНГ
  • Для граждан Судана
  • Для граждан США
  • Для граждан Сьерра-Леоне
  • Для граждан Танзании
  • Для граждан Того
  • Для граждан Туниса
  • Для граждан Туркменистана
  • Для граждан Турции
  • Для граждан Уганды
  • Для граждан Филиппин
  • Для граждан Финляндии
  • Для граждан Франции
  • Для граждан Хорватии
  • Для граждан Центральноафриканской Республики
  • Для граждан Чада
  • Для граждан Чехии
  • Для граждан Швейцарии
  • Для граждан Швеции
  • Для граждан Шри-Ланки
  • Для граждан Эритреи
  • Для граждан Эстонии
  • Для граждан Эфиопии
  • Для граждан Ямайки
  • Для граждан Японии

Одобрен
Государственной Думой
10 июля 2002 года

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 243. При последней редакции произошло не очень много изменений. В статью восемь, пункт 3.2 был добавлен абзац. В этом абзаце оформлена информация о том, что если русскоговорящий житель Украины приехал на территорию Российской Федерации и ему должны выдать вид на жительство, он обязан принести заявление, подписанное в нотариальной конторе, о том, что отказывается от своего украинского гражданства. В статью 14 был добавлен пункт 1.1, в котором описаны ситуации и лица, когда иностранный гражданин имеет право на работу в государственных органах и военную службу. Такие лица могут иметь гражданство Российской Федерации и другой страны, но при этом обязаны принести на службу письменный отказ от гражданства другой страны, подписанный у нотариуса.

В пятой статье ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан в РФ оформлены все нюансы и основные условия временного пребывания иностранного лица на территории Российской Федерации. Сроки пребывания иностранцев определяются выданной им визой, но существуют и исключения. При посещении страны при помощи безвизового режима, лицо имеет право находиться на территории 90 суток. По истечению сроков гражданин обязан покинуть территорию Российской Федерации. Информация об этом была внесена в закон в 2015 году.

В статье номер семь описаны ситуации, когда гражданин может получить отказ об аннулировании или выдачи временного разрешения на проживание.

Отказ или аннулирование может произойти, если:

  • Гражданин несет угрозу окружающим или угрозу безопасности Российской Федерации, ратуя за насильственное изменение Конституции и законодательства;
  • Прибыл без визы и не предоставил документы для получения временной регистрации;
  • Оказывает содействие террористам или даже совершает действия, являющиеся террористической угрозой;
  • Является зависимым от наркотических веществ или переносчиком ВИЧ;
  • До того, как получить разрешение на временное проживание в течение пяти лет хотя бы раз был выслан или депортирован из страны;
  • Был заключен брак, иностранное лицо получило временное разрешение, но затем суд признал брак недействительным;
  • Предоставил ложные, несоответствующие или поддельные документы;
  • Гражданин проживает за пределами Российской Федерации больше полугода;
  • Осужден по любой из статей Уголовного Кодекса, совершил тяжкое преступление;
  • Уехал из России на ПМЖ в другую страну;
  • Въехал на территорию России и в течение трех лет не обзавелся жильем или местом прописки;
  • От двух и больше раз иностранное лицо было осуждено судебным органом за административное нарушение.

Федеральный закон 115 Ф3 с изменениями в статье 13 описывает трудовую деятельность, работу иностранных лиц на территории РФ. Они имеют право выбрать профессию по своим способностям и желанию и распоряжаться выданным на работе имуществом. Работодатель же обязан получить специальное разрешение на привлечение к работе граждан из-за границы. Последние изменения этой статьи были внесены 29 июля 2017 года, в пункт 4.13 о том, что все иностранные граждане, занимающиеся инновационной научной деятельностью регулируются другим законом, ФЗ 216 об инновационной научной деятельности. Руководители организаций, нанимающие приезжих из-за границы, обязаны заключить с ними договор, в котором прописываются все условия труда и официального проживания лица на территории Российской Федерации. Руководителем, нанимающим иностранного гражданина тоже может быть иностранец, но у него должно быть официальное разрешение на ведение предпринимательской деятельности.

Статья 27 была отменена в связи с утратившей 18 июля 2006 года свою силу главой четыре.

Статья 27 была отменена в связи с утратившей 18 июля 2006 года свою силу главой четыре.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

«приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

«миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

«разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

«вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

«законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

«временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

«временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

Читайте также:  Оформление визы и поездка из Калининграда через Литву в Россию в 2020 году: разъясняем нюансы

«постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

«иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя , – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

«разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

«патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

«иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы , – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

«специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).

«приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ – Закон о правах иностранных граждан в РФ

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Вопрос: Организация-работодатель не выполнила обязательства в соответствии с п. 1.4 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” по выплате заработной платы в размере 167 000 руб. из расчета за один календарный месяц перед высококвалифицированным специалистом в связи с нахождением во II квартале 2015 г. указанного работника в отпуске без сохранения заработной платы. Какие негативные последствия в связи с этим могут возникнуть у работодателя?

Ответ: ФМС России при выявлении факта неисполнения работодателем принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом (далее – ВКС) по выплате заработной платы принимает решение о запрете соответствующему работодателю в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС. Административной ответственности в отношении работодателей (заказчиков услуг) за неисполнение принятых на себя обязательств перед ВКС, в том числе по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС, Кодексом РФ об административных правонарушениях не установлено.

Обоснование: С учетом изменений в ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ), внесенных Федеральным законом от 08.03.2015 N 56-ФЗ “О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 6 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 56-ФЗ) (в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 56-ФЗ изменения условий признания иностранных граждан ВКС вступили в силу по истечении 45 дней после официального опубликования, то есть с 24.04.2015), ВКС признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размерах, установленных данной нормой, в том числе в размере не менее 167 000 руб. из расчета за один календарный месяц для иностранных граждан, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.
В силу п. 1.4 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ (в ред. Закона N 56-ФЗ) при наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности в РФ ВКС в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного ВКС к трудовой деятельности в РФ в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы, установленного соответствующим подпунктом п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.
Соответственно, с 24.04.2015 для признания привлеченных иностранных граждан ВКС работодатель должен обеспечить получение работником – ВКС заработной платы (вознаграждения) в размере не менее 167 000 руб. за один календарный месяц, в том числе за апрель, май, июнь 2015 г.
Отметим, что с 01.01.2015 из Закона N 115-ФЗ исключена обязанность работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих ВКС, по уведомлению федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченного территориального органа (далее – ФМС России) о случаях предоставления ВКС отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Пункт 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ устанавливает, что работодатели обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять ФМС России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС.
Кроме того, в силу п. 28 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования ВКС налоговые органы по запросу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции предоставляют информацию о начисленных и об уплаченных суммах НДФЛ в отношении ВКС.
Указанная информация используется ФМС России в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования ВКС, предусмотренных ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с п. 26 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС на условиях, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, в случае если данный работодатель или заказчик работ (услуг):
– не исполнил принятых на себя обязательств перед ВКС, установленных в соответствии с Законом N 115-ФЗ по выплате заработной платы (вознаграждения), или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с ВКС, либо им не были соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ВКС;
– представил в ФМС России поддельные или подложные документы.
В силу п. 26.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ при выявлении одного из указанных обстоятельств ФМС России принимает решение о запрете соответствующему работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС.
В случае обращения работодателя или заказчика работ (услуг), в отношении которых действует решение о запрете на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС, с заявлением о продлении срока действия разрешения на работу ВКС либо ходатайством о привлечении ВКС до истечения двухлетнего срока, ФМС России без рассмотрения указанного заявления либо ходатайства по существу в письменной форме уведомляет работодателя или заказчика работ (услуг) о дате, с которой он сможет обратиться с указанным заявлением либо ходатайством.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм п. п. 26 и 26.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ усматривается, что ФМС России при выявлении факта неисполнения работодателем принятых на себя обязательств перед ВКС по выплате заработной платы принимает решение о запрете соответствующему работодателю в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС.
Запрет организации на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в качестве ВКС действует с момента принятия ФМС России соответствующего решения и распространяется при обращении организации в ФМС России с соответствующим заявлением о продлении срока действия разрешения на работу ВКС либо ходатайством о привлечении ВКС до истечения двухлетнего срока, то есть указанный запрет действует во времени вперед (от даты принятия решения о запрете + два года).
Административной ответственности в отношении работодателей (заказчиков услуг) за неисполнение принятых на себя обязательств перед ВКС, в том числе по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС, КоАП РФ не установлено.

Н.В.Михайлова
ЗАО “ТЛС-ГРУП”
Региональный информационный центр

Вопрос: Организация-работодатель не выполнила обязательства в соответствии с п. 1.4 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” по выплате заработной платы в размере 167 000 руб. из расчета за один календарный месяц перед высококвалифицированным специалистом в связи с нахождением во II квартале 2015 г. указанного работника в отпуске без сохранения заработной платы. Какие негативные последствия в связи с этим могут возникнуть у работодателя?

Читайте также:  Рабочая виза в Польшу для украинцев 2020: документы, фото и видео

Федеральный Закон 115

Поделится в соц. сетях:

Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.


Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

О правовом положении иностранных граждан в РФ: ФЗ 115 с изменениями

Каждое лицо, проживающее на территории нашей страны, имеет определённый статус, права и обязанности, которые регулируются Конституцией и другими законами. В России могут находиться подданные иного государства, приезжающие к родным или на постоянное место жительства с трудоустройством. В любом случае отношения будут регулироваться ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» с изменениями, вступившими в силу 31.12.2017.


ФЗ 115 иностранными гражданами называет лиц, которые не являются подданными РФ и имеют паспорт иного государства. Их нахождение в России регулируется Конституцией, ФЗ и международными договорами.

Новости RSS


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.

С момента вступления в силу Федерального закона от 25. 07. 2002 г. №115-фз «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществлена передач

Для оформления приглашения физическое лицо, предъявляет документ, удостоверяющий личность, и представляет следующие документы:

Описание закона

Действующий Федеральный закон определяет права иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Он регулирует взаимоотношения между иностранными лицам и органами местного самоуправления, государственной власти, должностными лицами. Отношения с иностранными гражданами возникают при проживании или осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно закону для получения вида на жительства необходимо предоставить справку о реабилитации. Она выдается в органах внутренних дел или в прокуратуре.

Временное нахождение в России

Период кратковременного пребывания определяется визой. Она может быть пролонгирована при выдаче разрешения на временное проживание. Для его оформления нужно уплатить госпошлину и регулярно подавать в территориальные отделения ФМС копии налоговой декларации и подтверждения источника дохода.

Разрешение на временное проживание может пролонгировать срок пребывания в стране

Разрешение выдаётся в случае:

  • выдачи патента, который действует не менее 1 и не более 12 месяцев;
  • оформления разрешения на работу, действие которого устанавливается трудовым договором;
  • постановки на военную службу, длительность которой обозначается в контракте;
  • получения высшего образования очной/заочной формы, которое фиксируется в миграционной карте.

Миграционная карта представляет собой контрольный документ, который позволяет иностранному гражданину законно находиться на территории России.

Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, если чужестранец:

  • поддерживает подозрительные виды деятельности, например терроризм;
  • предоставляет ложные сведения о себе;
  • имеет особо тяжкую судимость;
  • имеет непогашенную судимость;
  • совершил 2 административных правонарушения за последний год;
  • болен наркоманией;
  • не имеет жилья на протяжении 3 лет.


Отказ на запрос о получении вида на жительства выдаётся, когда иностранец:

Охрана труда

Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

Статья 2. Основные понятия

Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” № 115-ФЗ

Текст закона подготовлен с использованием профессиональной юридической системы “Кодекс”, сверен с официальным источником.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 28.06.2009 О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”

Принят
Государственной Думой
9 июня 2009 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июня 2009 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 2, ст. 361; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 6 дополнить подпунктами 6.2 – 6.7 следующего содержания:

“6.2) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

6.3) имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;

6.4) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином, указанным в подпунктах 1 – 6.3 настоящего пункта;

6.5) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) – гражданина Российской Федерации;

6.6) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином, указанным в подпунктах 1 – 6.3 настоящего пункта;

6.7) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) – гражданина Российской Федерации;”;

2) статью 7 дополнить пунктом 1.5 следующего содержания:

“1.5. Разрешение на временное проживание, выданное иностранному гражданину в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин решением суда, вступившим в законную силу, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах в отношении ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации.”.

Статья 2

Часть вторую статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9) дополнить пунктами “г” и “д” следующего содержания:

“г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.”.

Москва, Кремль
28 июня 2009 года
N 127-ФЗ

6.7) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) – гражданина Российской Федерации;”;

Изменения в правилах постоянного проживания иностранных граждан в РФ

По основному правилу разрешение на постоянное проживание, то есть вид на жительство (ВНЖ), выдается иностранцу на основании факта его проживания на территории РФ в течение года по разрешению на временное проживание. ВНЖ можно получить без годового проживания по временному разрешению в таких случаях, как:

  1. Иностранец в прошлом является гражданином СССР, родившимся на территории РСФСР.
  2. Несовершеннолетние дети иностранцев, а также недееспособные граждане под попечительством иностранцев, проживающих в РФ по ВНЖ, также имеют право на вид на жительство. Это правило распространяется как на единовременное получение ВНЖ всеми членами семьи, так и на последующие.
  3. Иностранец имеет родителя или ребенка – гражданина РФ, постоянно проживающего на территории РФ.
  4. Иностранец был признан носителем русского языка на основании статьи 33.1 ФЗ №62 от 31.05.2002.
  5. Иностранец является пострадавшим (либо является родственником пострадавшего по прямой восходящей или нисходящей линиям, в том числе усыновленным пострадавшим, а также является супругом пострадавшего) от депортации из Крымской АССР. Для этого иностранец должен предоставить справку о реабилитации из МВД, Прокуратуры или суда.
  6. Иностранец является высококвалифицированным специалистом (статья 13.2 ФЗ №115). Право на ВНЖ также имеют члены его семьи (супруги, несовершеннолетние дети).
  7. Иностранец проработал на территории РФ более полугода по специальности, включенной в перечень профессий, владение которыми дает право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке (Приказ Минтруда №446н от 13.07.2015). При этом в этот период за иностранца должны уплачиваться страховые взносы в ПФ РФ.
  8. Иностранец окончил высшее государственное учебное заведение РФ по очной форме обучения с отличием.
  9. Если у лица, проживающего на территории страны, прекращено гражданство РФ.
  10. Если для лица, проживающего на территории страны, отменено решение о приобретении гражданства РФ. Это правило не распространяется на лиц, по отношению к которым эти решения были произведены на основании решений суда по делам, предусмотренным статьями УК РФ 205, 205.1, 205.3-205.5, 206, 208, 281, 282.1-282.3, 361, частью второй статьи 205.2, частью четвертой статьи 211, а также статьями УК РФ 277-279 и 360, если действия были связаны с терроризмом.
  11. Если лица не имеют иностранного гражданства и в прошлом на дату 05.09.1991 имели гражданство СССР и прибыли на территорию РФ для проживания ранее 01.11.2002. Это правило распространяется и на детей (в том числе совершеннолетних), а также на недееспособных членов семьи этих лиц, если они не имеют иностранного гражданства.
  12. Если у лиц, которые получали паспорт гражданина РФ до 01.01.2010, впоследствии выявили отсутствие гражданства РФ, при этом они имеют гражданство иностранного государства, но не имеют действительных документов, подтверждающие право на проживание на территории иностранных государств.
Читайте также:  Гражданство различных стран: процедура, документы, требования

Подавать заявление на получение ВНЖ необходимо в МВД РФ, в том числе в электронном виде через портал Госуслуги. Заявление нужно подавать не раньше, чем через восемь месяцев проживания по временному разрешению, и не позднее, чем за четыре месяца до окончания действия разрешения. Это правило не распространяется на вышеуказанные категории лиц, которые могут не проживать год по временному разрешению.

Иностранцы, являющиеся высококвалифицированными специалистами, для получения ВНЖ должны предоставить документы, которые подтверждают их рабочий статус на территории страны:

Закон от 25. 07. 2002 n 115-фз(ред от 28. 07. 2012)”О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”

Дата сохранения: 04.09.2012

25 июля 2002 года N 115-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят

21 июня 2002 года
Одобрен

10 июля 2002 года
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ ,

от 11.11.2003 N 141-ФЗ , от 22.08.2004 N 122-ФЗ ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ , от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007),

от 18.07.2006 N 121-ФЗ , от 29.12.2006 N 258-ФЗ ,

от 01.12.2007 N 310-ФЗ , от 04.12.2007 N 328-ФЗ ,

от 06.05.2008 N 60-ФЗ , от 23.07.2008 N 160-ФЗ ,

от 08.05.2009 N 93-ФЗ , от 03.06.2009 N 105-ФЗ ,

от 28.06.2009 N 127-ФЗ , от 27.12.2009 N 374-ФЗ ,

от 19.05.2010 N 86-ФЗ , от 23.07.2010 N 180-ФЗ ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ , от 28.09.2010 N 243-ФЗ ,

от 23.12.2010 N 385-ФЗ , от 28.12.2010 N 417-ФЗ ,

от 29.12.2010 N 438-ФЗ , от 20.03.2011 N 42-ФЗ ,

от 21.04.2011 N 77-ФЗ , от 21.04.2011 N 80-ФЗ ,

от 01.07.2011 N 169-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ ,

от 16.11.2011 N 318-ФЗ , от 30.11.2011 N 365-ФЗ ,

от 03.12.2011 N 383-ФЗ , от 06.12.2011 N 400-ФЗ ,

от 06.12.2011 N 410-ФЗ , от 28.07.2012 N 133-ФЗ )
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Статья 2. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации
1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 42-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 42-ФЗ)

Добавить комментарий