Как не бояться летать на самолете – советы пилота

Как не бояться летать на самолете

Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.

Причины страха

Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.

  • Рефлекторная боязнь передается людям с генным кодом от предков, которых пугали первые «железные птицы». По этой причине невольно человек сжимается, когда невдалеке пролетает самолет;
  • Когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. Те, кто психологически подвержен фобиям, начинают нервничать, а иногда и серьезно паниковать, не всегда осознавая причину своего страха;
  • Часть людей боится лететь в самолете осознанно, насмотревшись триллеров об авиакатастрофах, хотя реальные новости не пестрят ежедневными сводками о крушении самолетов. Такие паникеры еще загодя настраивают себя на трагизм ситуации;
  • Обычно страшатся полетов, осуществляемых в первый раз, – здесь пугает страх неизвестности. Есть и такая категория людей, для которых первый полет оказался неудачным из-за плохого самочувствия, возникшего на борту. Приняв сильное укачивание за опасность, подсознание наложило табу на данный способ передвижения, а психологическое восприятие превратило его в фобию.

Напряженное состояние в полете

Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).

Симптоматика

Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:

  • Страх испытывать перед полетом на самолете вы начинаете задолго до путешествия, и не в состоянии контролировать внутреннюю панику;
  • Перед тем, как подняться по трапу самолета, вы принимаете успокоительную дозу алкоголя, седативных средств или антидепрессантов;
  • При взлете и посадке авиалайнера вы неосознанно вжимаетесь в пассажирское кресло, ваши ладони потеют, а пальцы судорожно впиваются в подлокотники;
  • Во время полета все ваше сознание сосредоточено на слежении за звуками двигателей. Если позволяет обзор иллюминатора, вы не сводите глаз с работающих моторов;
  • Если самолет попал в зону турбулентности, ситуация вводит вас в шок, и вы мысленно прощаетесь с жизнью;
  • Каждое действие стюардессы вызывает у вас подозрение, и вы пытаетесь понять, что она скрывает за улыбкой.

Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.

Как сгладить ситуацию

Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.

  • Зная о предстоящем полете, к нему можно настроиться заранее. Не стоит изучать сводки об уже происшедших авиакатастрофах, лучше посмотреть статистику аварий, происходящих на Земле. В ДПТ людей гибнет гораздо больше, чем в воздухе;
  • Чтобы психологически настроиться на полет, желательно заблаговременно пройти регистрацию и попросить себе место в стороне от иллюминаторов. Пока идет загрузка самолета, вы спокойно осваиваетесь в своем кресле. Не стоит просить места и в хвостовой зоне – там ощутимее всего турбулентность;
  • Перед полётом не рекомендуется успокаивать себя алкоголем и серьезными препаратами – они могут спровоцировать неадекватную реакцию. Не поможет и кофе, действующее возбуждающе на психику. Лучше всегда иметь при себе таблетки от укачивания и фруктовые леденцы;
  • Чтобы не поддаваться фобии, себя необходимо отвлечь, поэтому стоит взять в дорогу интересную книгу или журнал с кроссвордами, скачать на ноутбук или планшет фильм с волнующим сюжетом, занять себя увлекательной игрой;
  • Послушайте приятную успокаивающую музыку, льющуюся из наушников, она поможет заглушить звуки двигателей. Специально для полета можно закачать на плеер релакс-фонотеку;
  • Пообщайтесь с соседями по салону. Разговоры – хороший способ отвлечься от своих страхов. Даже если рядом сидит такой же аэрофоб, как и вы, взаимное общение поможет вам справиться с проблемой;
  • Если нет желания ни вести светские беседы, ни отвлекать себя от плохих мыслей досужими занятиями, можно просто поспать. Для этого достаточно захватить с собой в салон надувную подушку и одеяло (а также бируши и повязку на глаза). Если забыли о такой возможности, некоторые авиакомпании могут предложить вам постельные принадлежности;
  • Даже не обязательно спать – можно просто лежать с закрытыми глазами и вспоминать приятные моменты своей жизни, думать о предстоящей встрече, вспоминать близких людей или строить планы на ближайший год.

Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.

Профессиональная помощь

Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.

  • Найдите опытного психолога, который поможет разобраться, почему вы боитесь летать, и научит правильно справляться с фобией. Одной беседой здесь не отделаться – придется пройти курс психотерапии, прежде чем начнете воспринимать полеты более естественно и перестанете бояться летать;
  • Частью лечения является использование авиастимуляторов, позволяющих на виртуальных тренажерах выработать привыкаемость к перелетам. Этот момент хорош тем, что в приземленных условиях, в специально оборудованном помещении, создается ощущение реальности полетов;
  • Врач поможет подобрать лекарственные препараты для предстоящего путешествия. Здесь нужно взять во внимание, что предлагаемые таблетки – не решение проблемы, а только часть терапии, и самостоятельно они от фобии не избавляют.

Тренажер виртуальной реальности

Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.

Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.

Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.

Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.

Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.

Законы физики

Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.

Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:

  • Авиалайнеры оснащены мощными двигателями, способными не только поднять машину в воздух, но и удерживать ее длительное время среди облаков;
  • Не стоит бояться того, что двигатели сломаются: их у самолета, как минимум, 2 шт. Если 1 мотор по какой-то причине откажет, 2-й возьмет его функцию на себя. Даже если откажут сразу оба двигателя, самолет сможет аккуратно приземлиться, как планер;
  • Держаться и планировать в воздухе самолету помогают крылья, которые достаточно прочно прикреплены к корпусу. Шанс, что они в полете отвалятся, сведен к нулю;
  • Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);
  • Можно не беспокоиться о риске попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота – в самолетах надежная система пилотирования, позволяющая аккуратно посадить машину по заложенной в нее программе;
  • Полет каждого лайнера контролируется с Земли диспетчерскими службами, с которыми летчики находятся на постоянной связи. Обо всех нестандартных ситуациях, изменениях погодных условий пилоты будут сразу же оповещены;
  • Не должна пугать и зона турбулентности, в которую попадает не каждый самолет. Аэродинамические параметры конструкции рассчитаны с учетом этого природного явления, так что самолет обладает достаточным запасом прочности, чтобы выдержать такие встряски;
  • На борту работают профессионалы, которые не считают себя камикадзе. Они спокойно выполняют свои обязанности, так как уверены в надежности «стальной птицы».

Технический осмотр самолета перед полетом

Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.

Советы «бывалых»

Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.

Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:

  • Дмитрий: «Я раньше боялся летать на самолете, хотя не мог осознать причины этого. В одной из командировок влюбился в красивую девушку. Теперь я каждую пятницу лечу к ней на свидание. Во время полета я только и думаю о предстоящей встрече, строю планы, как мы проведем время. Теперь, пока нахожусь на борту, ни разу не возникло чувство тревоги или паники»;
  • Ольга: «Меня постоянно одолевают какие-то страхи. Мне не комфортно в закрытых помещениях, я панически боюсь попасть в авиакатастрофу. Из-за этого потеряла очень выгодную работу – в нашем бизнесе даже минуты имеют значение. Быстро решать проблемы позволяют самолеты – самый лучший вариант мобильности. Я же пользовалась исключительно автомобилем, теряя время и клиентов. В итоге пришлось обратиться к психотерапевту и пройти специальный тренинг. Мною и сейчас периодически руководят неосознанные эмоции, но я стараюсь их контролировать. Осознав, что фобии – это игра моего подсознания, я рискнула воспользоваться услугами авиакомпании и уже успела сделать 2 перелета».

Если не лечить фобию

Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.

  • Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
  • Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
  • Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
  • Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
  • Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).

Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.

Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.

Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.

Видео

Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.

Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?

Опытный пилот дал советы тем, кто боится летать

17 ноября 2016 г., AVIADO.RU — Летчик Лёха — он же пилот авиакомпании “Победа” Алексей Кочемасов — рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Это тривиальный случай, повторяющийся из рейса в рейс.

Так пилот авиакомпании “Победа” Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха, начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх поезда, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельс. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельс не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей — это те, кто боятся, потому что не контролируют полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа — самая сложная — им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь — за две недели или за месяц, — они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: “никто не погиб”, “пострадавших нет”. Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и, как с ними бороться, я не знаю. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт — паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет “выйти” в полёте.

Как говорили классики, знание — сила, добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт — посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не “бежит”, но ещё не летит, потом отрыв — и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный — среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать — там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы — теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётов Boeing написано, что на них можно выполнять бочку. Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, а докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.

Читайте также:  Индийский город Джайпур

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят “болтанку” — азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете — верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах — значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи “Я люблю тебя, Маша”, слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле — надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине 20 века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов — 17 лет. Самый молодой — у “Победы”: у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, “детские болезни” есть, так и здесь — вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Подробный ликбез для тех, кто боится летать:

Как перестать бояться летать на самолете: несколько интересных фактов

Научно-технический прогресс за последние 120 лет подарил человечеству немало инновационных открытий и сделал нашу жизнь намного проще, безопаснее и комфортнее. Авиация, которую по праву можно назвать одним из главных достижений технического прогресса, уже давно превратилась в неотъемлемую часть жизни большинства современных людей. Но многие из нас до сих пор испытывают животный страх, когда думают о том, что им предстоит в скором времени воспользоваться услугами авиакомпании и совершить полет на самолете.

Качество жизни людей, которые не понаслышке знакомы со страхом полета, значительно ухудшается, ведь аэрофобия ограничивает их возможности, не дает творческому потенциалу раскрыться, препятствует достижению поставленных целей и мечтаний.

Что же такое аэрофобия? Почему некоторые люди за несколько дней или недель до полета начинают испытывать тревогу, судорожно искать в интернете новости об очередной авиакатастрофе и писать прощальные письма своим родственникам и друзьям? Отчего каждый 4‑й пассажир, если верить официальной статистике авиакомпаний, во время полета испытывает дискомфорт и неприятные ощущения, а каждый 6‑й пассажир впадает в панику и подвергает свою нервную систему сильнейшему стрессу? Как научиться расслабляться, не думать о плохом и получать реальное удовольствие, находясь между небом и землей? Сегодня поговорим о том, как раз и навсегда избавиться от страха летать на самолете.

Почему люди боятся летать на самолете?

Аэрофобия (боязнь полетов) – это расстройство психологического характера, от которого страдает около 30 – 32% всего населения нашей планеты. Официальная статистика гласит, что приблизительно 10% жителей земного шара никогда не летали на самолете из-за аэрофобии! Люди, испытывающие боязнь полетов, тратят намного больше времени на дорогу, так как отдают предпочтение поездам, автомобилям, автобусам. Они не могут отдохнуть за границей, а если перелет неизбежен, то аэрофобы за некоторое время до назначенной даты и во время полета испытывают такое нервное напряжение и столько негативных эмоций, что их организм вынужден еще долго восстанавливаться после столь серьезного стресса.

Почему же люди бояться летать на самолетах? Эксперты утверждают, что существует восемь основных причин.

Первая причина – это инстинкт самосохранения, который проявляется на подсознательном уровне. Нет ничего странного в том, что некоторые люди боятся летать, ведь природа не подарила нам крыльев и мы, в отличие от птиц, были пешеходами от начала возникновения человеческой цивилизации и на протяжении многих столетий. Человек обрел возможность познакомиться с небом около 100 – 120 лет назад, поэтому наши биологические механизмы пока еще не успели окончательно адаптироваться к этим кардинальным изменениям.

Вторая причина – томительное ожидание в аэропорту, которые многие аэрофобы сравнивают с ожиданием своей очереди в стоматологической клинике. Чем дольше человек сидит в аэропорту, где время становится резиновым и тянется мучительно долго, тем тяжелее ему становится покинуть здание и сесть в самолет. Мысли, которые во время ожидания приходят в голову человеку, боящемуся летать, назвать положительными или приятными никак нельзя.

Непонятные звуки, шумы, сильная вибрация являются третьей причиной аэрофобии. Мало кто из пассажиров хорошо разбирается в строении самолетов и механизме их работы. Поэтому вполне ожидаемые и не несущие в себе никакой опасности звуки воспринимаются человеком, который испытывает боязнь полетов, как что-то сверхъестественное, зловещее и леденящее душу.

Четвертая причина – турбулентность. Многие люди, ранее не испытывающие никаких негативных эмоций во время перелетов, попав в зону турбулентности, становятся аэрофобами. Они искренне верят, что самолет может провалиться в «воздушную яму» и разбиться, хотя данное предположение легко опровергают элементарные законы физики.

Циничные разговоры других пассажиров – пятая причина. Некоторые люди совсем ничего не боятся, поэтому они во время полета рассказывают друг другу ужасные анекдоты, пускают в ход черный юмор, смакуют подробности недавно произошедшей авиакатастрофы и т.д. Существует определенная категория людей, которые, видя, что полет не приносит вам никакого удовольствия, а сами вы испытываете нервное напряжение, начинают еще больше вас накручивать своими красочными рассказами о том, что никто не долетит до пункта назначения, так как падение данного самолета – это всего лишь вопрос времени.

Принимаемые меры безопасности в аэропортах – шестая причина. У некоторых людей мероприятия, которые направлены на борьбу с терроризмом и проводятся как в аэропортах, так и на борту самолета, вызывают панику и напоминают о том, что авиакатастрофа – это не что-то там эфемерное и мифическое, а вполне реальное явление, от которого никто не застрахован. Именно такие люди практически никогда не смотрят видео, в которых объясняются элементарные правила безопасности.

Седьмой причиной является общая тревожность или наличие у человека других фобий. Люди, которые боятся высоты, не желают потерять контроль или оказаться в замкнутом пространстве, во время полета вряд ли будут чувствовать себя комфортно. Некоторые индивиды не понаслышке знают, что такое страх испытать в ближайшем будущем страх. Именно таким пассажирам труднее всего расслабиться на борту самолета, ведь они постоянно находятся в режиме ожидания.

Восьмая причина – отсутствие доверия к экипажу. Более 10% пассажиров, которым не понравился внешний вид стюардессы, приветствие капитана и т.д., начинают испытывать во время полета негативные эмоции и панические атаки.

Несколько интересных фактов, которые помогут вам избавиться от аэрофобии

Факт №1

Данные официальной международной статистики гласят, что ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях разбивается около 1−1,3 миллиона людей, а в авиакатастрофах погибает всего лишь приблизительно 460 – 520 людей.

Факт №2

Стюардессы и пилоты не получают никаких денежных надбавок к зарплате за риск, ведь их профессии относятся к разряду одних из самых безопасных в мире.

Факт №3

Самая ужасная и леденящая душу тряска не способна развалить самолет, так как любая его система обладает тройным резервом прочности. Когда самолет попадает в завихрения или воздушные ямы, то находиться в нем безопаснее, чем в автомобиле, который преодолевает лежачего полицейского.

Факт №4

Более чем за 120 лет существования авиации из-за турбулентности не разбился ни один самолет! За это время турбулентность стала причиной гибели всего лишь около 20 – 25 человек, которые забыли пристегнуться или на них из багажного отсека упал тяжелый чемодан.

Факт №5

Во время полета крен самолета на 7 – 10 градусов ощущается пассажирами как наклон в 35 – 45 градусов. Такое обман ощущений становится причиной того, что человек, испытывающий страх во время полета, искренне верит, что самолет начинает переворачиваться.

Факт №6

Летящий самолет просто так не может взять и упасть на землю, ведь давление под крыльями позволяет ему держаться в воздухе не хуже, чем автомобиль держится на дороге. Если произойдет из ряда вон выходящая ситуация и все 4 двигателя полностью откажут, то самолет все равно не полетит камнем вниз.

Факт №7

Риск стать непосредственным участником авиакатастрофы равен одному на практически одиннадцать миллионов рейсов. Если бы шанс разбиться в самолете был равен хотя бы 0,01%, то каждый день разбивалось бы около 13 – 15 самолетов.

Факт №8

Все современные самолеты оснащены специальными инновационными системами, а каждая система имеет 2 – 4 дубликата. Если один из двигателей откажет, то такой самолет сможет лететь еще 2 часа, а его приземление будет мягким и безопасным.

Факт №9

Каждый самолет перед взлетом тщательно осматривается высококвалифицированными специалистами. Если они обнаружат хоть малейшее несоответствие стандартам, то такой самолет снимут с рейса и заменят другим.

Факт №10

Каждый год количество авиакатастроф сокращается на 15%, а количество людей, пользующихся услугами авиакомпании, возрастает на 10 – 12%.

Как избавиться от аэрофобии: несколько дельных советов

Чтобы победить страх летать на самолете, вам необходимо свести к минимуму стресс перед полетом. Отдайте предпочтение онлайн-регистрации, посадочные талоны распечатайте дома, в аэропорт добирайтесь не на своей машине, а на такси, автобусе или экспрессе.

Если есть возможность, то не берите с собой много багажа, ведь с ручной кладью вам не придется приезжать в аэропорт заранее, стоять в длинных очередях и дополнительно испытывать нервное напряжение. Перед полетом постарайтесь хорошенько отдохнуть и выспаться.

Эксперты утверждают, что самые комфортные и безопасные места, где пассажиры меньше всего чувствуют развороты и тряску, находятся у крыльев самолета и в его передней части. В хвостовой же части самолета вас может укачивать. Поэтому перед покупкой билета посетите официальной сайт той авиакомпании, услугами которой вы собираетесь воспользоваться, и внимательно изучите схемы компоновки самолетов.

Если вы не понимаете, почему такая огромная махина как самолет спокойно передвигается по воздуху, то вам следует в обязательном порядке выучить матчасть. Читайте специализированную литературу, смотрите документальные фильмы, задавайте интересующие вас вопросы на тематических форумах. Если есть возможность, то посетите центр с авиатренажерами. Такие тренировки помогут вам разобраться в работе самолетов, привыкнуть к вибрации, непонятным звукам и шумам.

Собираясь в аэропорт, одевайтесь так, чтобы вам было удобно и комфортно. Спрячьте подальше тесные галстуки, туфли на высоких каблуках, узкие браслеты, громоздкие серьги, тесные кольца и т.д. Не бойтесь рассказать о своих проблемах членам экипажа. В некоторых случаях аэрофобам разрешают на несколько минут посетить кабину пилота, чтобы они убедились в профессионализме капитана и его умении управлять воздушным судном.

Во время перелета старайтесь отвлечь себя от тревожных и негативных мыслей. Смотрите фильмы, читайте книги, слушайте музыку, играйте в игры, знакомьтесь с адекватными пассажирами и общайтесь с ними на приятные темы. Не бойтесь ходить по салону, ведь вам не обязательно все время сидеть на одном и том же месте.

Пейте как можно больше жидкости, ведь воздух в салоне очень сухой. Отдавайте предпочтение сокам или минеральной воде. О крепких же алкогольных напитках лучше забыть, потому что они не только не помогут вам расслабиться и избавиться от ваших страхов, но еще и усугубят чувство тревоги. Откажитесь и от сильнодействующих седативных препаратов, ведь на высоте они могут подействовать на ваш организм совершенно по-другому.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как перестать бояться летать на самолете?

Аэрофобия — боязнь полётов. Проявляется в разной интенсивности: от слабого беспокойства до серьёзной паники, требующей вмешательства специалиста. Как не бояться человеку летать на самолете, возможно ли справляться со страхом самостоятельно? Да, существуют способы расслабиться и перебороть фобию. Большинство из них доступно каждому, однако людям с сильной аэрофобией рекомендуется обращаться к специалисту.

Причины страха полетов на самолете

Каждый раз страх перед полётом разной степени выраженности испытывают около 70% сидящих на борту. Причины беспокойства у каждого пассажира свои.

Перед диагностированием у себя какого-либо страха важно понять: действительно ли это проявление фобии или всего лишь беспокойство, вызванное мнительностью или естественной реакцией организма. Фобия практически не поддаётся контролю без привлечения сторонних средств: других людей, психологов, медикаментов. Страх вполне можно контролировать силой мысли.

  1. Клаустрофобия — страх замкнутого пространства. Большинство отмечает беспокойство, связанное с небольшим салоном лайнера: низкими потолками, узкими проходами, маленькими расстояниями между рядами сидений. Даже огромный аэробус может показаться крошечной коробочкой тем, кто знает о клаустрофобии не понаслышке.
  2. Акрофобия — боязнь высоты и неба. Лиц, знакомых с проявлениями этой фобии, беспокоит новая для тела среда — воздух. Отсутствие под ногами твёрдой почвы, осознание расстояния в 10 тысяч метров над землёй и в особенности подъёмы и снижения лайнера, когда иллюминатор пестрит огоньками взлётно-посадочной полосы, вгоняют в ужас.
  3. Аэрофобия — так называется сама боязнь самолетов, полётов и всего, что с ними связано. Кто-то не может понять принцип перемещения по воздуху самолёта, кто-то думает, что там не хватит кислорода и можно задохнуться. Бывает, пугает даже размер воздушного судна.
  4. Дистихифобия — страх катастроф. Личности с этой фобией не могут спокойно передвигаться не только по воздуху: любой транспорт вызывает тревогу, стресс. Катастрофы, несчастные случаи происходят везде. Но при полётах всё сложнее, чем в других ситуациях: выживших в авиакатастрофах обычно не бывает. Осознание этого на высоте 10 км в кресле самолёта заставляет сердце биться чаще, а мозг — паниковать.
  5. Страх потери контроля над ситуацией особенно часто сопровождает заядлых автомобилистов, машинистов и даже иногда самих пилотов, когда они в рядах пассажиров. Невозможность влиять на ситуацию может беспокоить, в общем-то, любого, кто привык руководить и точно контролировать всё вокруг.
  6. Охлофобия часто наблюдается у тех, кто не любит толпу. Собственно, это и есть боязнь большого скопления народа, незнакомой компании. Чем больше лайнер, тем больше пассажиров в нём размещается. Тем, кто боится летать, кажется, что вся эта конструкция слишком шумная, неподъёмная, ненадёжная, и к охлофобии добавляются другие страхи.

Чаще всего фобия не приходит одна. Чем больше поводов для беспокойства, тем сильнее переживания, и тем сложнее справиться с ними в одиночку. Особенности нервной системы, а не только характер и сила воли, влияют на способность контролировать себя.

Основные симптомы

Наиболее распространённые симптомы, которые замечают в себе люди, испытывающие страх полёта:

  • сердцебиение ускоряется при одной лишь мысли о предстоящем путешествии по воздуху. У некоторых сердце заходится, даже если полёт предстоит только через месяц;
  • желание употребить привычный седативный препарат, алкоголь, выкурить сигарету, применить другие попытки успокоиться;
  • головокружение, сопровождающее тахикардию. У особенно впечатлительных может доходить до обморока;
  • из-за боязни перелётов повышается потоотделение: мокрые ладони и подмышки — верные спутники тех, кому знакома аэрофобия;

  • тело находится в постоянном напряжении: бесконечный звуковой (а если позволяет иллюминатор — то и визуальный) контроль работы двигателя, судорожные реакции на любую тряску, невозможность уснуть или просто переключить внимание;
  • подозрительность по отношению к экипажу: попытки услышать в голосе пилота алкогольное опьянение, прочитать страшные мысли стюардессы, которые она якобы скрывает за улыбкой;
  • зона турбулентности, когда лайнер начинает трястись, вызывает неконтролируемые проявления фобии и самые страшные мысли о смерти.

Как справиться с боязнью летать самостоятельно?

На самом деле, страх перелёта у большинства пассажиров не является следствием собственного неудачного опыта. Большинство полётов заканчивается благополучно, но те, кто испытывает аэрофобию, в следующий раз снова ощутит беспокойство и тревожность. Летать на самолете в первый раз и в последующие разы одинаково странно, т.к. боязнь полетов начинается в голове, а не после неудачи в полёте. Любые страхи преодолимы.

Что делать перед полетом?

Стоит подойти к избавлению от фобий ответственно. Если тревожность повышается от мыслей о предстоящем перелёте, нужно:

  • убедить себя, что переживания бессмысленны: они никак не повлияют на полёт, на пилота, двигатели и окружающую обстановку;
  • напомнить себе, что мысли материальны, и нужно стараться либо думать о предстоящем полёте хорошо либо никак;
  • ознакомиться с данными по безопасности самолётов, если страх полетов связан с возможностью крушения, террористическим актом или птицами, залетающими в турбину. Спросите себя: что именно беспокоит? Как сотрудники аэропорта защищают лайнер от угрозы теракта, какие применяются способы отпугивать птиц, как устроен самолёт, словом, любая информация, проливающая свет на неизвестное, поможет справиться с тревогой;
  • проговорите свои страхи: себе, психологу, другу или родственнику;
  • не ищите информацию об авиакатастрофах, не смотрите и не слушайте новости. Информация о произошедшем крушении за пару дней до полёта никак не будет связана с вами. Только повысит тревожность;
  • если вы обращались к врачу по поводу тревожности, и он выписал вам седативные средства, пропейте курс незадолго до полёта. Некоторые успокоительные препараты имеют накопительный эффект: от одной таблетки толку не будет, а вот двухнедельный курс наверняка убережёт от лишней траты нервов.
Читайте также:  Черногория: когда лучше ехать отдыхать. Отзывы, фото, видео

Что делать во время полета?

Чтобы перебороть свой страх полета на самолете, можно:

  • занять себя. Заранее позаботьтесь об этом: любимая музыка, книга, рукоделие и что-либо ещё в зависимости от возможностей во время полёта. Переключение мыслей — лучший способ вообще забыть о том, что вы в самолёте;
  • попробуйте читать аффирмацию: «я не боюсь летать, с этим самолётом всё будет хорошо, пилот справится, мы плавно взлетим, плавно приземлимся, я выйду из самолёта целым и невредимым». Аффирмацию можно придумать свою, лишь бы она действительно успокаивала;
  • дыхательная гимнастика усиливает действие аффирмаций: вдох — задержка дыхания на 5 секунд — выдох — задержка дыхания на 4 секунды;
  • не садитесь у иллюминатора. Если достался билет возле окна, постарайтесь поменяться. Обычно проблем с этим не возникает, желающих смотреть в иллюминатор не меньше, чем тех, кто боится;
  • пейте больше воды;
  • сон — одно из лучших средств скоротать время в пути и сохранить целыми нервы. К сожалению, большинство аэрофобов не может уснуть во время полёта, даже если очень устали.

Чем занять время?

  • почитать книгу. Если нет книги — подойдёт литература в кармашке впереди стоящего кресла либо газета из набора, который обязательно предложит стюардесса;
  • гаджеты в полёте — лучшие друзья аэрофобов. Пользоваться ими нельзя только при взлёте и посадке. Во время полёта можно: читать, слушать в наушниках аудиокниги, любимую музыку, фильмы. Играть в офисные игры, забирающие всё внимание. Главное — зарядить устройство заранее;
  • если позволяют условия полёта (в самолёте светло или включен свет) — займитесь рукоделием. Любимый вариант терпеливых и усидчивых, кого мелкая моторика успокаивает, а не раздражает;
  • побеседуйте с пассажиром рядом. Возможно, это очень интересный человек, и несколько часов полёта покажутся парой минуток;
  • признайтесь стюардессе «я боюсь летать на самолете». Возможно, она подскажет, что делать.

Во время турбулентности

Воздушные ямы самолёт по максимуму старается обходить. Если зоны разреженного воздуха миновать не получилось, лайнер трясётся. Бывает, сильно — вплоть до падения вещей с полок. Эти моменты вызывают панику даже у особенно стойких пассажиров.

Чтобы преодолеть страх перед турбулентностью во время полета на самолете и пережить её без нервных потерь, надо:

  • слушать указания стюардессы;
  • делать дыхательную гимнастику;
  • читать аффирмацию о благополучном полёте;
  • не вставать за падающими вещами, пока табло или стюардесса не разрешит расстегнуть ремень безопасности;

Не забывайте: самолёт рассчитан на преодоление зон турбулентности. Он крепок, пилот знает, что делать. Думайте об этом постоянно.

Лекарственные средства

К сожалению, эффективной и быстрой таблетки, помогающей от страха летать на самолете, не существует. Надеяться на медикаментозную помощь не стоит, хотя принятие лёгких седативных средств накануне полёта, возможно, уменьшит тревожность. Проконсультируйтесь с врачом: терапевтом, психотерапевтом, неврологом.

Изучаем конструкцию самолета и законы физики

Действенный метод свести фобии к минимуму — углубиться в знание предмета. Ответьте на все волнующие вопросы:

  • как будет происходить полёт;
  • как устроен самолёт, каким образом он держится на воздухе;
  • кто обеспечивает безопасность полётов;
  • какие навыки обязательно имеют пилоты и стюардессы;
  • почему исключён вариант, что пилот будет пьян;
  • что такое турбулентность;
  • как не паниковать и не бояться летать на самолетах;
  • как самолёт защищается от птиц, молний, обледенения;
  • и прочие моменты.

Профессиональная помощь

Если самостоятельно перестать тревожиться и бояться летать на самолетах не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Качественная помощь поможет свести к минимуму проявления страхов. Главное, делать это заранее, так как работа по устранению аэрофобии может занять долгое время.

К какому врачу обратиться?

Вопросом, как побороть сильный страх перед полетом на самолете, занимается психолог и психотерапевт.

Советы психологов

Психологи умеют избавлять от аэрофобии. Существует специальный алгоритм, пройдя который клиент сможет забыть про боязнь полетов или как минимум научиться контролировать её.

  • избавляться от проблемы лучше задолго до полёта. Недельной терапии может не хватить;
  • если после первого перелёта вы поняли, что боитесь, не стоит ждать второго и третьего, чтобы убедиться в этом. Чем раньше получить консультацию психолога, тем легче будет решить проблему;
  • настраивайтесь на серьёзную работу с выполнением разных заданий. Психолог попросит раскрыться, определить проблемы, возможно, подключит технические средства: авиасимуляторы, компьютерные или ролевые игры, связанные с самолётами.

Рекомендации пилотов

Советы пилотов по преодолению боязни летать на самолетах — золотой запас знаний самый опытных в вопросе перемещения по воздуху:

  • турбулентность, даже очень сильная, не представляет опасности. Современные самолёты оснащены специальным режимом пилотирования во время перепадов воздуха;
  • молния, ударившая в самолёт, задержится в алюминиевой обшивке, не повредив ни лайнер, ни пассажиров;
  • столкновение с птицей практически невозможно: в районе взлётно-посадочной полосы их отгоняют специальные устройства, а на высоте 10 тысяч метров птицы не летают;
  • особо опасных мест в самолёте не существует: все они одинаково безопасны;
  • все двигатели самолёта могут выйти из строя, только если закончилось горючее. Но даже эта возможность практически исключена: запас топлива есть на каждом борту;
  • крайне маловероятна и разгерметизация салона;
  • и уж точно невозможно открыть дверь или выбить иллюминатор в процессе полёта;
  • любые подозрения на плохую погоду, возможность сильного обледенения полосы или лайнера ведут к отмене рейса. Рейс разрешают только при 100% уверенности, что всё пройдёт гладко;
  • если самолёт пошёл на второй круг — он сделал это ради безопасности, а не для того, чтобы напугать пассажиров;
  • ничего страшного не произойдёт, если кто-то из пассажиров не выключит смартфон или другой гаджет во время руления, взлёта, посадки. Не стоит бросаться на него с кулаками.

Пилоты любят повторять: самолёт лучше всего чувствует себя именно в небе, поэтому нет причин ему не доверять.

Новые методики лечения

Среди современных способов перестать бояться летать на самолетах лидируют:

  • занятия на авиатренажёрах и в виртуальной реальности. Можно почувствовать себя в любой роли: пилот, пассажир, стюардесса. И в разных ситуациях: турбулентность, паникующий пассажир рядом, спокойная обстановка, дождь, гроза и так далее;

  • преодоление страха на практике. Клиенту предлагается осуществить непродолжительный полёт на самолёте под контролем специалиста. Он расскажет, подскажет, найдёт нужные слова;
  • гипноз. Психологи-гипнологи помогают за несколько сеансов.

Какую методику выбрать, решать только специалисту. Доверьтесь ему, и потом вы сможете легко довериться пилоту и лайнеру.

Схема лечения фобии

Классическая схема лечения состоит из:

  1. Определения страхов путём беседы с клиентом. На этом этапе важно максимально довериться психологу, чтобы быстрее и проще было преодолеть боязнь летать.
  2. Выбора методики лечения: групповые или индивидуальные занятия, план мероприятий.
  3. Фиксации прогресса, динамики лечения.
  4. Проверки результата в естественных условиях: клиенту предлагается куда-нибудь слетать.

Чего не следует делать?

Авиакомпании, психологи, экипаж в один голос запрещают:

  • принимать алкоголь перед полётом в любых количествах. Во-первых, это не спасёт от тревоги. Во-вторых, это может привести к буйному поведению во время полёта. В-третьих, на самолёт могут просто не пустить;
  • исключить неконтролируемый приём любых лекарственных средств. Во-первых, вас могут принять за пьяного и не пустить на борт. Во-вторых, организм под действием медикаментов может отреагировать на смену обстановки не лучшим образом;
  • курить больше одной сигареты в 30 минут. Повышение кровяного давления плохо скажется на состоянии организма на высоте;
  • читать статистику катастроф перед полётом. Такое чтение вредно, так как избавиться от страха оно не поможет, а только поселит ещё больше неуверенности.

Что будет, если не лечить фобию?

Если вовремя не преодолеть страх летать на самолете, фобия разовьётся с небывалой интенсивностью. Сначала вы навсегда откажетесь от полётов, лишив себя шансов побывать в далёких интересных странах. Затем страх летать перекинется на земную жизнь: тревожность будет проявляться с каждой новой катастрофой, о которой вы узнали из новостей. Итог — диспансерный учёт в неврологическом отделении.

Аэрофобия, скрытая внутри, даст толчок для развития психосоматических болезней сердца или нервов.

Если лететь всё же придётся, люди с фобией перестают спать по ночам, так как не могут отделаться от навязчивых мыслей о предстоящем путешествии.

Аэрофобия, как и любой другой панический страх, мешает нормальной жизни. Избавиться от недуга можно легко. Главное — желание и готовность самого клиента меняться.

Как не бояться летать на самолете?

Каждую минуту в небо подымается лайнер с пассажирами на борту. Большинство находящихся в салоне людей, чувствуют страх полета, особенно, когда он первый. Боюсь летать на самолете, что делать? Такой вопрос задают примерно 40 процентов населения нашей планеты, испытывают разную степень развития страха. Он настолько сильно овладевает человеком, вплоть до развития панических страхов, и отказ от полета. Боязнь летать на самолете называют аэрофобией. Около 10 процентов населения действительно имеют дело с фобией. Они отказываются путешествовать за границу, предпочитают передвигаться наземным транспортом.

Симптомы боязни авиаперелетов

Практически все люди, которые летали или собираются это сделать, ощущают тревогу и дискомфорт. Но это необязательно аэрофобия. Паническая боязнь самолетов (фобия) имеет ряд признаков:

  • находясь в салоне, руки потеют и крепко сжимают подлокотник;
  • учащенное сердцебиение и дыхание;
  • в течение всего полета вслушиваетесь в звуки работы двигателя;
  • боитесь посмотреть в иллюминатор;
  • испытываете страх закрытого помещения;
  • страх турбулентности;
  • каждое движение стюардессы кажется подозрительным, пытаетесь расшифровать ее эмоции;
  • перед полетом возникает желание выпить успокоительное или алкогольные напитки.

Причины появления аэрофобии

Перед тем как перебороть страх полета на самолете, следует узнать, что способствует его появлению. Обычно развитие аэрофобии происходит у всех одинаково. Человек, собираясь в путешествие или командировку, испытывает сильную тревогу. Его посещают мысли о том, что самолет может упасть, и он погибнет. За несколько дней до назначенной даты желудок сжимается, все чаще возникает тошнота и позывы к рвоте. Уже в аэропорту усиливается потоотделение, руки становятся холодными. После прохождения терминала и посадки в салон самолета сердцебиение учащается, становится тяжело дышать, наблюдается головокружение. Человек со страхом осознает, что ему придется совершить авиаперелет. Доходит порой до того, что пассажир сходит с рейса.

К основным причинам развития аэрофобии можно отнести:

  1. Развитие страха на фоне других психических расстройств. В основном из-за перенесенного стресса и депрессий. Чаще боятся летать впечатлительные и чувствительные личности. Страх перед полетами присущ людям, которые боятся высоты и замкнутого пространства.
  2. Генетика также влияет на возникновение фобии. Проявляется у индивида, чьи родственники имеют тревожно-фобические расстройства.
  3. Условия жизни. Огромную роль на развитие фобий влияет среда, где человек вырос, формирование характера или личности в детские годы.
  4. Социальные факторы. В большинстве случаев на появление аэрофобии влияют средства массовой информации, которые заостряют внимание на крушение лайнера и количество жертв. Плюс ко всему фильмы со сценами авиакатастрофы.

Как побороть страх полета на самолете?

Чтобы свободно путешествовать по миру, необходимо узнать, как побороть страх летать на самолете. Сначала необходимо понаблюдать за своими ощущениями для дальнейшего определения природы возникновения страха. Когда человек ошибочно принял тревожность за фобию, справиться со страхом можно самостоятельно.

Статистика

Самым безопасным транспортным средством передвижения является самолет. Шанс потерпеть крушение согласно цифрам составляет 1 к 30 миллионам. Огромное количество катастроф с летальным исходом приходится на автотранспорт.

Вероятность попадания в автомобильную аварию согласно статистике 1 к 5000. Самым небезопасным участком передвижения является маршрут в аэропорт. После посадки в салон воздушного транспорта, можно вздохнуть спокойно — самый опасный маршрут преодолен. Когда тревожность во время перелета одолеет, вспомните эту статистику.

Перед полетом

Как побороть страх летать на самолете, и что для этого нужно сделать? Уменьшить дискомфорт перед предстоящим путешествием, поможет своевременная подготовка:

  1. Что делать, чтобы перестать бояться летать на самолете. Большинство людей думают, что не станут участниками авиакатастрофы, поскольку сами руководят транспортом. В лайнере за штурвалом сидит другой человек, контролировать полет и убрать тряску вам не посылу. Принятие ситуации поможет воспринимать происходящие легче.
  2. Подготовка к путешествию поможет снизить страх летать на самолете. Узнайте больше информации о стране, которую собираетесь посетить. Если это туристическая поездка, составьте ежедневный план, напишите список достопримечательностей, ресторанов, кафе, парков развлечений. Поинтересуйтесь, какая погода будет в день приезда, соберите вещи. Если это деловая поездка, составьте план встречи, приготовьте презентацию. В свободное время запланируйте посещение музеев, картинных галерей. Подготовка поможет забыть о том, что вы боитесь летать.
  3. Перед полетом займитесь спортом. Такой подход не только поможет победить страх полета на самолете, но и снимет нервное напряжение. Физические упражнения расслабляют организм, при этом настроение улучшается. Люди становятся более спокойными и менее тревожными.
  4. Боюсь летать на самолете. Не стесняйтесь, признайтесь об этом окружающим. Невысказанность еще больше усугубляет ситуацию. Расскажите о своих волнениях и переживаниях родным или психологу.
  5. Перед поездкой не читайте новости и не ищите статистику о крушениях. Ограничьте просмотр фильмов с трагичной концовкой, не просматривайте страшные фотографии. Не посещайте форумы, где обсуждают авиакатастрофы. Все это является причиной развития страха полета.
  6. Перед отлетом рекомендуется за несколько дней до назначенной даты посетить аэропорт. Пройдитесь по терминалу, осмотритесь. Такой метод может показаться радикальным, но он поможет настроиться на полет.
  7. Прибудьте в аэропорт пораньше. У вас будет достаточно времени, чтобы сдать багаж, пройти регистрацию. За время ожидания вы сможете адаптироваться и настроиться на перелет.

Как устроен самолет?

Отсутствие знаний принципа действия аэродинамики усиливает тревожность. Подымаясь на борт самолета, многие не понимают, как такая тяжелая машина может летать. Незнание влечет к развитию страхов. Разузнайте больше информации о самолетах, как они устроены. Это поможет развенчать мифы, которые пугают. Боязнь летать на самолете связана с недостатком информации.

Как не бояться летать — помогут некоторые факты:

  • Борт подымается в небо, благодаря четырем силам: сопротивление, подъемная сила, веси тяги. Чтобы понять, как они взаимодействуют, следует почитать специальную литературу.
  • Каждый самолет имеет два двигателя. В случае отказа одного из них, второй будет работать. В течение двух часов пилот сможет посадить судно. Кроме того, двигатели намного мощней, чем у автомобиля. Если откажут сразу два двигателя, лайнер совершит мягкую посадку.
  • Перед каждым полетом судно тщательно осматривают. На одно транспортное средство приходится 11 часов техобслуживания.
  • Многие пассажиры, садясь на борт, боятся, что дверь откроется. На высоте 9 тыс. метров дверь находится под действием огромной силы. В таких условиях она надежно заперта.
  • Парить по воздуху лайнеру помогают крылья. Не нужно волноваться, что они могут отпасть. Крылья крепко прикреплены к судну. Вероятность потери сведена к нулю.
  • Системы, обеспечивающие полет, имеют дубликат. Когда основная программа сдаст сбой, ее заменит дублер. Пассажирский лайнер имеет четыре запасные системы.
  • Многие пассажиры беспокоятся, что во время полета, пилоту станет плохо, он не сможет управлять судном. Каждый самолет имеет автопилот, заложенная программа посадит лайнер в аэропорту.
  • На борту лайнера работают профессионалы своего дела. Пилоты имеют за своими плечами около 1500 часов полета. Не беспокойтесь за штурвалом, находятся опытные специалисты, в случае чего они смогут легко посадить самолет.

Турбулентность

Исследование, показало, что около 20% пассажиров пугает турбулентность. Как перестать бояться летать, и что необходимо знать о воздушных ямах, чтобы побороть свой страх. Турбулентность — это колебание лайнера из-за пересечения границы низкого и высокого давления. Такая болтанка неопасна и не несет угрозы, она, скорее, похожа на попадания в яму на автотрассах. Самолет спроектирован так, чтобы выдержать такие нагрузки. Пассажиры думают, что будет трясти или нет, влияют действия пилота. На самом деле лайнер идет на автопилоте. Только в очень сильной турбулентности, он отключается и переходит в ручной режим.

При снижении и взлете самолет немного трясет, так как судно встречается со встречными порывами ветра. За последние десятилетия не было ни одного зафиксированного случая крушения, вызванного турбулентностью. Травмы, полученные во время болтанки, связаны с тем, что пассажиры не пристегнулись.

Как не бояться летать на самолете, упражнения при турбулентности:

  • во время вхождения в зону высокого или низкого давления, следуйте указаниям стюардессы;
  • пристегнитесь и оставайтесь на своем месте, пока лайнер не покинет зону турбулентности;
  • смотрите на табло и выполняйте рекомендации, которые указаны там;
  • примените одну из дыхательных техник;
  • прикрывайте руками голову в случае падения вещей с верхних полок;
  • вдруг упала ваша вещь, не вставайте со своего места, как только тряска закончится, вы сможете поднять ее;
  • закройте глаза и представьте какое-то яркое событие, это поможет отвлечься и успокоиться.

Как преодолеть страх полета на самолете — снижение тревожности

Избавится от тревожности поможет дыхательная и расслабляющая гимнастика:

  1. Дыхательные упражнения. Сядьте поудобней, положите руку на живот. Сделайте глубокий вдох носом, и на счет четыре медленно выдыхайте. Старайтесь дышать животом, а не грудью. Займитесь йогой, помогает справиться со страхами медитация. Для достижения результата выполняйте упражнение 5–6 раз.
  2. Расслабляющие упражнения. Что делать, если боишься летать на самолете — помогут специальные упражнения. Перед этим определите, какая из частей зажата. Часто при тревожности, человек сжимает плечи. Вдохните глубоко и расслабьте плечи. Затем переходите к другой части тела.
  3. Зрительные образы. Закройте глаза, представьте себе место или страну, в которую отправляетесь. Проанализируйте, что вы видите? Если это туристическое путешествие, пройдитесь мысленно по достопримечательностям. Можно включить расслабляющую музыку.
Читайте также:  Получение гражданства и паспорта Болгарии: способы, процедура, сроки

Приобретение билетов на самолет

Как перебороть страх летать на самолете? Рейсы напрямую — один из простых способов снижения тревожности. Приобретение билетов на прямые рейсы гарантирует меньше времени провождения в самолете. Если вы боитесь турбулентности, садитесь возле крыла, здесь меньше трясет. Для перелета отдавайте предпочтение большим рейсам, на них тряска меньше. Чем крупнее лайнер, тем тише он летит. Летайте дневными рейсами. Ночные перелеты могут усилить тревожность, ведь в иллюминаторе не видно ничего.

Что делать на борту?

Основной причиной развития аэрофобии становится то, что в лайнере нечем заняться. Свободное время способствует усилению страхов. Как перестать бояться самолетов, находясь в салоне:

  1. Поднявшись на борт, поздоровайтесь с экипажем. Осмотрите салон и пассажиров, познакомьтесь. Летать в компании не так страшно, чем самому. Беседа с пассажирами может отвлечься от плохих мыслей.
  2. Возьмите с собой литературу, которую давно хотели прочесть.
  3. Прослушивание музыки не только успокаивает, но и изолирует от шума двигателей.
  4. Большинство авиакомпаний в своих лайнерах имеют интернет. Посещение социальных сетей затягивает. Время летит быстро, вы не заметите, как долетите до места назначения.
  5. Закачайте на планшет или смартфон фильм, смотрите прямо на борту, поиграйте в игры.
  6. Постарайтесь уснуть. Полет может занимать несколько часов, за это время можно хорошо выспаться.
  7. В случае, если начинаете испытывать панику, вдохните глубоко и выдохните.
  8. Во время взлета, чтобы уменьшить волнение, сожмите подлокотник. Напрягите мышцы живота, оставайтесь в таком положении в течение десяти секунд и отпустите.
  9. В период полета стоит удержаться от употребления спиртных напитков. Они не только не уменьшают страх, а наоборот, увеличивают его. Это же относится и к кофе, он увеличивает состояние тревожности и возбужденности. Зеленый чай, наоборот, успокаивает и расслабляет.
  10. Авиакомпании включают в стоимость билета вкусную еду. Сладкое помогает избавиться от негативных мыслей.
  11. Как перестать бояться летать. Расскажите людям, которые летят с вами об этом. Вы не только сможете успокоиться, но и получите рекомендации, как побороть тревожность от бывалых пассажиров.

Обращение за помощью

Бывает, что человек не может самостоятельно побороть свои страхи. Боязнь летать на самолете, что делать? При необходимости стоит обратиться к специалисту. Одним из самых современных методов в избавление от аэрофобии является гипнотерапия, т.е. погружение человека в гипноз.

Главная цель гипнотерапии — свести к нулю применение медикаментов, заменив их контролем над страхами. Эффективным методом избавления от аэрофобии лечение гипнозом по методике Никиты Валерьевича Батурина.

Как не бояться летать на самолете

«Самолет – самый безопасный способ передвижения. Уровень смертности на самолетах значительно ниже, чем на поезде или машине». Можно сколько угодно повторять себе эти вычитанные в журналах или на Интернет-ресурсах фразы, но от этого почему-то боязнь полетов не уменьшается.

Как не бояться летать на самолете и что делать, чтобы уменьшить страх? Об этом читайте ниже.

Почему не стоит бояться летать на самолете?

Итак, вот небольшой список доводов против боязни полётов:

  1. Помните о том, что самолет проектируют таким образом, что даже в случае какой-то неисправности или поломки, у него есть все шансы удачно и спокойно приземлиться.
  2. Практически все системы в самолете дублируются, а некоторые имеют 2-3 дубликата на случай неисправности первых.
  3. Экипаж любого лайнера – хорошо обучен и прекрасно знает, что делать в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций.
  4. Любое воздушное судно прекрасно оснащено по последнему слову техники.
  5. Поверьте, любая авиакомпания тоже заинтересована в том, чтобы все её самолеты летали исправно и без сбоев. Ведь самолет стоит многие миллионы долларов, а ещё и придется выплачивать компенсации семьям погибших пассажиров. Не говоря уже о том, что мало кто захочет потом летать этими авиалиниями. Поэтому за каждым самолетом тщательно следят.
  6. Перед каждым полетом самолет тщательно проверяют механики, а затем сам первый пилот.
  7. У самолета, как минимум, два двигателя. Даже при отказе одного из них, он сможет безопасно совершить посадку. О том, как взлетает и летает самолет, вы можете узнать из этой статьи.
  8. Стоимость одного двигателя насчитывает около 10 млн. долларов, поэтому ухаживают за ним, почти как за маленьким ребенком. Вероятность его поломки ничтожно мала. Отказ двигателя может произойти на 2 миллиона часов налета.
  9. Из рейсов не возвращается 1 человек на 12 миллионов, а таких рейсов в год совершается десятки тысяч.

Даже при каких-то неполадках самолет может удачно приземлиться.

Вас не убедили эти доводы, и вы все ещё думаете: «Боюсь летать на самолете. Что делать?» Тогда читаем дальше.

Аэрофобия

Практически все пассажиры испытывают дискомфорт и неприятные ощущения перед и во время полета. Но это ещё не аэрофобия.

Многие пассажиры бояться летать. Страх — это естественная реакция нашего организма!

Не спешите диагностировать у себя её, не имея на то объективных доказательств. Аэрофобия – это уже психическое расстройство, которое характеризуется наличием следующих признаков:

  • в самолете вы крепко сжимаете подлокотники, и ваши руки потеют;
  • во время перелета вы вглядываетесь в лица стюардесс;
  • вы вслушиваетесь в шум работы двигателей и прочие, издаваемые самолетом, звуки;
  • вы испытываете страх, панику, внутренний дискомфорт перед и во время рейса;
  • вы не можете заставить себя посмотреть в иллюминатор;
  • вас пугает замкнутость пространства в самолете;
  • учащенное, сбивчивое дыхание;
  • повышенное сердцебиение;
  • во время турбулентности вы испытываете острый приступ паники, с трудом вами контролируемый;
  • перед полетом вам обязательно надо выпить алкоголь или успокоительные таблетки;
  • вы полностью отказались от передвижения на самолетах.

Она может сочетаться с прочими фобиями – клаустрофобией (страх замкнутого пространства) и акрофобией (страх высоты).

В таком случае, нужно комплексно и постепенно избавляться от подобных страхов. От 15% до 30% всего населения Земли страдают таким расстройством.

Главное! При острой стадии аэрофобии обязательно обратитесь к специалисту. Не стесняйтесь и не бойтесь осуждения со стороны других людей. Вы же обращаетесь к врачу, если у вас болит живот или горло? Так и здесь. На свое психическое здоровье надо обращать столь же пристальное внимание, как и на физическое. Иначе, без должного лечения, ваша болезнь будет только прогрессировать.

Ниже приведено несколько простых советов, для того, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние перед и во время полета.

Не читайте перед полетом об авиакатастрофах.

Помните, что как и при любой другой болезни, здесь нужно время и терпение, а также вера в собственные силы и успех лечения. Нужно начинать с небольших шагов, постепенно увеличивая их.

Что делать перед полетом

  • Не бойтесь поделиться с кем-то своим страхом. Расскажите об этом близким и друзьям. Поддержка дорогих вам людей во многом может помочь. Все чего-то бояться. Страх – это совершенно нормальное чувство, которое испытывает каждый человек;
  • Тщательно готовьтесь к самому путешествию. Если цель вашей поездки – туризм, то почитайте о стране прибытия; составьте план на каждый день – куда и зачем пойдете; почитайте о местных достопримечательностях и кухне; соберите вещи; узнайте прогноз погоды. Если цель поездки – деловая встреча/конференция, то подготовьтесь к рабочей составляющей, а на свободное время запланируйте посещение города или музея;
  • Ни в коем случае не читайте статистику катастроф модели самолета, на котором полетите. Не посещайте форумы и сайты, где обсуждают уровень безопасности той или иной авиакомпании. Смотреть фильмы вроде «Пункт назначения» тоже строго противопоказан. Так вы только накрутите себя;
  • Находясь в самом аэропорту, старайтесь отвлекаться – походите по магазинам Duty Free, купите журнал или книгу, посмотрите сувениры, зайдите в кафе;
  • Ни в коем случае не пейте в больших количествах алкоголь перед полетом! Страх он не снимет, а вот проблем прибавит. Вас могут просто снять с рейса или может вырвать во время перелета. С успокоительными таблетками тоже не надо усердствовать;
  • Если только недавно в мире где-то произошла авиакатастрофа, то не спешите сдавать билеты. Не смотрите репортажи про этот случай, а лучше почитайте о всех тех устройствах на самолете, которые призваны обеспечивать его безопасность. Это придаст вам спокойствия и уверенности;
  • Не думайте о самом полете, а о конечной точке вашего путешествия. Будь то, поездка в экзотическую страну, деловая встреча или встреча с близкими, концентрируйте свое внимание на то, что вас ждет там, после перелета, а не на нем самом. Вы же не хотите, чтобы какой-то страх помешал вашим планам?

Постарайтесь себя занять чем-нибудь во время перелета.

Если вы летите на самолете первый раз, то несколько полезных советов вы можете найти здесь.

Что делать вовремя полета

Во время самого полета:

  • Если страх летать на самолете сочетается у вас с клаустрофобией, то не надо садиться у иллюминатора. Если все-таки вам досталось такое место, то закройте его и не смотрите туда. Не знаете, какое место выбрать в самолете? Тогда прочитайте эту статью;
  • Разбейте время всего полета на разные промежутки – взлет, разнос напитков, обед/ужин/завтрак, посадка. И так двигайтесь по списку. Так вам будет легче перенести время перелета, и оно не будет тянутся медленно;
  • Займите себя чем-нибудь. В идеале лучше постараться уснуть. Если это не получается, то почитайте книгу, посмотрите фильм на ноутбуке/планшете, послушайте музыку, поиграйте в какую-нибудь глупую игру на телефоне. Подойдет все;
  • Гоните прочь негативные мысли! Постарайтесь думать о том, чем вы займетесь по приезде. Если вы едете в отпуск, то думайте о море, пляже, вкусной еде на шведском столе, как вы проведете там свое время. Если вы отправились по работе, то проработайте в голове этапы своего выступления на конференции или переговоров с партнером;
  • Ведите себя уверенно, и так будто вы и не боитесь вовсе летать. Постепенно, внушаемая уверенность станет настоящей;
  • Подумайте о других пассажирах. Понаблюдайте за ними, представьте, зачем они летят и что из себя представляют. Это не только поможет убить время, но и поможет осознать, что вы не один такой, а находитесь среди таких же людей;
  • Возьмите с собой леденцы или жевательную резинку. Страх вызывает мышечную скованность, иногда онемение рук или ног. Когда же вы жуете жевательную резинку или леденец, то ваше тело,поглощенное одним действием и приятными эмоциями, уже не будет отзываться на другую, негативную;
  • Пейте больше жидкости, но не алкоголя! От страха появляется обезвоживание, поэтому обязательно больше пить сок или воду;
  • Ни в коем случае не пейте кофе! Оно ещё больше только перевозбудит вашу нервную систему, которая и так находится на грани;
  • Отстегните ремень безопасности, откиньте немного сиденье. В общем, примите наиболее удобную позу. Позвольте вашему телу расслабиться. Тогда и вашей нервной системе будет легче прийти в свою норму.

Во время турбулентности

Многие пассажиры не так переносят тяжело сам полет, сколько турбулентность. Хотя, когда вы едете на машине, и начинается неровная дорога, вы же не начинаете переживать, что попадете в смертельную аварию.

Вы стараетесь удвоить бдительность. Так же и с самолетом. Он просто попадает в воздушные ямы, которые не смог обойти. Сам по себе самолет не полетит в зону грозовых облаков, а постарается пропустить её.

Самолету не страшна турбулентность в силу его совершенной конструкции.

Любой самолет тщательно испытывают прежде, чем отправить на эксплуатацию, так что он способен выдерживать очень большие нагрузки. Что уж тут говорить о каких-то грозовых облаках или ветре?

Иногда турбулентность может быть очень сильной. В таком случае, вещи падают с полок сверху, и самолет даже может встряхнуть. Это не повод для паники!

Что делать при турбулентности

Когда начинается зона турбулентности, нужно сделать следующее:

  • выполните указания стюардесс и пристегните ремень;
  • не вставайте со своего кресла, пока самолет не покинул зону турбулентности;
  • следите за указаниями на табло;
  • можно сделать любую дыхательную гимнастику – это может успокоиться;
  • в случае падения вещей с полок, прикрывайте голову в первую очередь;
  • если упала какая-то вещь, пусть и ваша, не вставайте со своего места;
  • повторяйте себе, что все будет хорошо, и вы удачно приземлитесь. Самовнушение – отличная возможность успокоить свои взвинченные нервы.

Берите пример со стюардесс — они сохраняют спокойствие в любых условиях полета.

И, напоследок, подумайте о стюардессах. Они совершают полеты чуть ли не каждодневно. Даже при турбулентности они продолжают выполнять свою работу и улыбаться пассажирам. Возможно, их пример придаст вам мужества.

Как не бояться летать на самолете: Слушайте рэп и грызите орехи

Пять советов психолога, чтобы справиться с аэрофобией

Дизайнер Ольга Ракова однажды оказалась в аварийном самолете, который удачно посадили в Милане. У строителя Дениса Крупенина при входе на борт начинаются панические атаки. А у менеджера Маши Костриковой к горлу подкатывает тошнота, как только заводятся турбины двигателей. Все эти люди — аэрофобы, но причины их состояния разные. Вместе с психологом Марией Гуторовой разбираемся, как не бояться летать на самолете.

Советы психолога

— Нужно понимать, что человек гораздо сложнее, чем устройство «Боинга», поэтому нужно искать причину страха полета, — говорит Мария Гуторова. — Но условно аэрофобов можно разделить на две категории. Первые — это пассажиры невротического склада, иногда с повышенным уровнем тревожности, которые боятся столько не полета, сколько внезапной панической атаки. В том числе, из-за замкнутого пространства. Руки потеют, сердце стучит, человеку кажется, что он задыхается, и, если в обычной жизни он может выйти на воздух, открыть нараспашку окно, то в самолете он внутренне чувствует себя загнанным в тупик. Нельзя выйти плюс ощущение, что никто не поможет, ааааааа!

Таким людям рекомендована психотерапия, это достаточно быстро и качественно улучшит их жизнь. Врач назначит препараты, которые проверены временем, и полет пройдет совсем в другом настроении. И, главное, вы вместе отыщете источник страха. У меня был случай, когда мальчика в детстве не поймали из вылетевших качелей, что во взрослой жизни вылилось в жуткую аэрофобию.

Аэрофобию можно и нужно перебарывать.
Фото: pexels.com

Второй вид — это пассажиры с базовым недоверием к миру, те самые, которые уверены, что из 12 тысяч самолетов, летающих ежедневно, именно их разобьется. Основа этой фобии — от боязни смерти до страха всего не успел/не отдал ипотеку/не обнял березку/не попросил прощения у любимой. Им я тоже рекомендую обратиться к экзистенциальному или гештальт-психологу.

Знаю, что один мой коллега при работе с аэрофобами применяет методику увеличения частотности полетов. Например, в течение недели клиент должен ежедневно летать из Москвы в Санкт-Петербург. Параллельно он прорабатывает убеждения, которые накануне выделяет его врач, и закладывает новые установки. Это такой экспресс-способ избавиться от аэрофобии, хоть и не дешевый.

Но какой бы ни была природа вашей аэрофобии, вот пять универсальных советов, как не бояться летать на самолете.

Скачайте приложения на телефон

Приложение SkyGuru общается с пассажиром, объясняет, когда начнется турбулентность, что означает тот или иной звук, описывает ощущения пассажира и успокаивает его. До полета можно ввести номер рейса, и приложение проанализирует данные 8 последних полетов, покажет, какие будут воздушные ямы, турбулентность и ожидаемые ощущения.

Приложение Hypnomatic лучше начинать пользовать за две недели до предполагаемого рейса. В основе программы — семиминутные гипнотические сессии. Видеоряд и медитативные звуки так воздействуют на подсознание, что снимают эмоциональные барьеры и страхи. Психика как бы запоминает это состояние релакса. Включив приложение в воздухе, вы на автомате вновь войдете в расслабленную тональность.

Приложение «Полет нормальный?» как будто создано специально для аэрофобов-технарей центром по лечению аэрофобии «Летаем без страха». Механика такая, что оно подробно разъясняет, как устроен процесс полета: угол крена самолета, скорость и высота, перегрузка при турбулентности и положение носа относительно горизонта. Возникает ощущение, что пусть ты не за штурвалом, но все под контролем.

При взлете и посадке включайте рэп

Эксперты японской авиакомпании All Nippon Airways в ходе исследования выяснили, что 72% пассажиров больше всего боятся момента взлета и посадки, и предложили перекрывать звук шумящих турбин ритмичной музыкой. Повторный анализ показал, что большинство пассажиров чувствовали себя вполне сносно во время неприятных для них моментов.

Почему именно рэп? Его биты «дисциплинируют» лимбическую систему, быстро переключают ее. Ей как будто становится некогда тревожиться. Кстати, вы что слушаете из рэпа?

Грызите орешки

Принцип тот же, что и с рэпом. Отвлекая сознание от прокручивания картин надвигающейся катастрофы на мелкое и конкретное действие (чем мельче моторика, тем лучше), как, например, погрызть орешки, вы переключаете лимбическую систему (снова она). Это хорошо успокаивает. Ну и про рэп не забудьте.

Дышите!

Во время усиливающейся тревоги очень важно почувствовать себя в своем теле. Вот — я, вот — ручка кресла, вот — стюардесса улыбается. Тут самый простой способ — равномерно дышать. На 4 секунды — вдох, на 4 секунды задержите дыхание, на 4 секунды — выдох. Продолжайте до тех пор, пока страх не отступит. Надеюсь, перелет у вас не трансатлантический.

Верьте в добрые знаки

Все аэрофобы верят в плохие знаки. Как это работает — непонятно, но, если пассажир отказывается садиться на 13 место или не покупает на 13 число месяца билет, знайте, он — аэрофоб. Хорошая новость: знак может быть и добрый, да вообще можно придумать свой счастливый ритуал. Например, съедать в «Шоколаднице» в аэропорту сырники или брать с собой брелок-мышку. Подсознание это считывает как возможность контролировать ситуацию с помощью осязаемых символов, а это всегда +100 к спокойствию.

Запоминайте советы психолога, как не бояться летать на самолете, и хороших вам полетов!

Оцените статью
Добавить комментарий