Уникальный храм в Барселоне — Саграда Фамилия

История строительства храма Саграда Фамилия

Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу п онял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо. На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстр актны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог » . Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он « насадил » целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.

Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные, ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэля выглядят, как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера » , то есть « Каменоломня » , замечателен не только своей непохожестью ни на что созданное ранее. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный « свободной планировкой » .


7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день – через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. Но одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди. Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилия – храме, который он считал главным делом своей жизни.

Интерьер храма

Оказавшись внутри Храма Святого семейства, можно удивиться столь просторному и светлому помещению. Знаменитый архитектор применил свое мастерство расчетов и сумел создать легкую атмосферу в окружающем пространстве. По всей высоте стены украшены многочисленными витражами, поэтому свет проникает отовсюду.

Прихожане могут увидеть многочисленные скульптуры и фрески, мозаику и росписи. Все элементы гармонично переплетаются между собой. Детали проработаны в излюбленной манере Гауди, то есть стены и колонны немного изогнуты и покрыты извилистым рисунком.

Внутренние помещения кажутся живыми и дышащими. Они абсолютно не давят на посетителей. Хотя ежегодно достопримечательность осматривают миллионы туристов, внутри нет больших толп и давки.


У входа собирается довольно большая очередь из желающих осмотреть внутреннее убранство храма. Сократить время ожидания можно в групповой экскурсии.

Как добраться

Сооружение находится по адресу: Carrer de Mallorca, 401.

Главный вход расположен со стороны Carrer de la Marina напротив фасада Рождества.

Добраться можно тремя способами:

  • метро (станция «Sagrada Familia» — L2 и L5);
  • автобусами по маршруту № 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, B20 и B24 (остановка «Sagrada Familia»);
  • туристический автобус (остановка «Sagrada Familia»).


Стоимость посещения величайшего творения 20-го века в Барселоне — 15-40 евро (в зависимости от варианта экскурсии).

История строительства

Решение о создании храма Саграда Фамилия было принято еще в 1874 году. Для этого в районе Эшампле был приобретен участок земли, где в 1882 году был заложен первый камень в фундамент новой церкви. Работа над проектом была поручена архитектору Франциско дель Вильяра, который представил проект базилики в виде латинского креста. Из-за споров с заказчиками Вильяра вскоре отказался от участия в строительстве, и руководителем назначили Антонио Гауди, на счету которого, к тому времени, был всего один заказ.

Читайте также:  Где находится Цвингер. Местоположение Цвингера на карте Дрездена и описание

Изначально мастер хотел просто закончить проект своего предшественника, но получив большое пожертвование решил полностью переделать церковь. Будучи очень набожным человеком Гауди задумал создать шедевр архитектуры, который стал бы воплощением Нового Завета. С 1918 года и до своей смерти в 1926 году знаменитый архитектор отказывался от всех заказов и целиком посвятил себя работе над храмом. В последние годы он жил в комнатке на территории недостроенной церкви. Именно в Саграде Фамилии он создал большинство чертежей и набросков своих идей. К сожалению, многие из них были уничтожены анархистами во время гражданской войны в Испании, что сделало работу по завершению базилики еще более сложной, ведь Гауди не оставил подробного плана строительства.

В 2010 году папа римский Бенедикт XVI провел обряд освящения храма Святого Семейства и объявил его готовым к ежедневной службе.

Согласно новому плану Гауди, базилика должна содержать три фасада: Вознесения Христова, Страстей Господних и Рождества Христова. При жизни архитектор успел построить лишь последний из них. Над фасадами должны были возвышаться 12 башен, в память об апостолах и еще 6 башен — над центральным нефом.

Фасад Рождества

Главный вход в храм сейчас находится в фасаде Рождества. Его четыре остроконечные башни посвящены апостолам Матвею, Симону, Иуде и Варнаве (последний относится к 70 апостолам «второго призыва»). Три портика этого фасада символизируют христианские добродетели – Веру, Надежду и Милосердие. Всё пространство портиков фасада покрыто кажущейся бесконечной вязью скульптур и барельефов, отображающих евангельские события.

Конструкция башен – открытая типа жалюзи для оптимального выхода колокольного звона. На них высечены ключевые словосочетания католической мессы – «Sanctus, Sanctus, Sanctus», «Hosanna excelsis» и «Sursum corda».

Каменная вязь портика Милосердия отображает события от обручения Марии до рождения Иисуса. В центре портика – сцена Рождества, в которой изображены Дева Мария с Младенцем, Иосиф Обручник, ясельные животные – вол и мул. По бокам от неё – сцены поклонения пастухов и волхвов. На ленте ниже высечена родословная Иисуса. Выше можно видеть сцену Благовеста с архангелом Гавриилом и Марией. Верхняя статуя портика изображает небесную коронацию вознесённой Богородицы.

По правую сторону от портика Милосердия расположен Портик Веры. Слева от дверей – визит обручённой Иосифу Марии к её родственнице Елизавете, беременной Иоанном Крестителем. Справа – работающий плотником Иисус. В центре над дверьми изображён 12-летний Иисус, толкующий Божий Закон в храме. Выше – сцены Непорочного зачатия, Принесение во храм (Сретение) с Симеоном, узревшем Спасителя в младенце Иисусе, всевидящее око как аллегория Божьего промысла, таинство Причастия.

Портик Надежды находится слева. Скульптурные композиции портика Надежды отображают бегство семьи Иосифа в Египет от Ирода, Избиение младенцев, Обручение Марии с Иосифом.


По правую сторону от портика Милосердия расположен Портик Веры. Слева от дверей – визит обручённой Иосифу Марии к её родственнице Елизавете, беременной Иоанном Крестителем. Справа – работающий плотником Иисус. В центре над дверьми изображён 12-летний Иисус, толкующий Божий Закон в храме. Выше – сцены Непорочного зачатия, Принесение во храм (Сретение) с Симеоном, узревшем Спасителя в младенце Иисусе, всевидящее око как аллегория Божьего промысла, таинство Причастия.

Начало воздвижения храма

В 1881 году был куплен участок земли, где планировали строить собор Саграда Фамилия, удаленный от города Барселона на несколько километров. Изначально храм строился на средства общины почитателей Святого Иосифа и планировался сравнительно небольшой церковью. Они пригласили Франсиско дель Вильяра в качестве проектировщика, который согласился выстроить храм Святого Семейства.

19 марта 1882 года начались первые работы над храмом. Был продуман первый проект дель Вильяром, по нему храм должен быть построен как неоготическая базилика в форме латинского креста. Местные жители надеялись, что храм будет выстроен в течение 10 лет, но их ожидания не оправдались.

Отношения между Вильяром и церковным советом начали портиться. Спор, возникший в результате выбора материала для опоры крипты колонн, перерос в настоящую ссору. По воле судьбы Вильяр перестал руководить строительством церкви в конце 1882 года, вместо него позднее назначили Антонио Гауди.

Вильяр был очень опытным и авторитетным проектировщиком и преподавал в Высшей школе архитектуры, а Гауди был его учеником. Помимо этого Антонио был более молодым и начинающим архитектором, поэтому обошелся церковному совету дешевле, чем другие. Саграда Фамилия впоследствии оказалась делом всей жизни Гауди.

Читайте также:  Получение ВНЖ в Чехии для россиян: способы, процедура, сроки



1892 год – оформление фасада Рождества. Саграда Фамилия имеет в убранстве этого своего фасада, воссозданные в скульптуре, сцены рождения Иисуса Христа, их можно разглядеть на многих фото.

Внутреннее убранство

Внутри храма посетителя ждут необычные, захватывающие дух архитектурные решения – ни одна поверхность внутри не является ровной, большинство стен и потолков обладают сложной, декоративной формой, сливаясь в каскад сплетающихся украшений. Сквозь изящные колонны, стремящиеся к высокому потолку и напоминающие деревья, пробиваются яркие пятна витражей.

Каждый храм задуман как воплощение величия Бога на земле – здесь, это послание звучит особенно сильно.

Для студентов и пенсионеров – 11,5 евро,

Часы работы Cобора Святого Семейства:

с ноября по февраль09:00 – 18:00
март09:00 – 19:00
с апреля по сентябрь09:00 – 20:00
октябрь09:00 – 19:00
25 и 26 декабря, 1 и 6 января09:00 – 14:00

Гауди всегда ориентировался в проектах на природные шедевры. Так, внутри Саграда Фамилия свод поддерживают весьма необычные колонны, напоминающие форму деревьев.

Строительство храма Саграда Фамилия после смерти Антонио

Продолжил строительство Саграда Фамилия один из самых талантливых учеников мастера — Доменек Суграньес, работавший под руководством Гауди с 1902 года. К 1930 году было завершено строительство двух остальных фасадов храма. Они также очень насыщенны скульптурами, текстами Священного Писания и росписями.

Фасад Страстей Христовых прекрасно и правдоподобно изображает описанную в Библии историю. По центру вверху мы видим скульптуру распятого Иисуса Христа, чуть ниже воинов, его распинавших. Однако в данном фасаде уже нет такого большого количества сложных элементов скульптуры, как на фасаде Рождества Гауди.

Третий фасад занимает центральный сюжет жизни Христа – Его воскресение. Этот факт положен в основу всего христианского вероучения. Однако этот фасад еще не достроен.

Из-за недостатка денежных пожертвований, а также надвигающихся гражданский и мировых воин строительство Sagrada Familia практически остановилось вплоть до 1952 года. И даже не смотря на то, что строительство храма Святого Семейства ведется непрерывно уже несколько десятилетий, до завершения окончательного замысла Гауди еще далеко.

Предстоит завершить строительство еще четырех 120-метровых башен, посвященных евангелистам Матфею, Марку, Луке и Иоанну. На каждой башне будут разные скульптуры. На 170-метровой башне Иисуса Христа будет располагаться крест, на четырех остальных гроздья винограда (как символ Причастия).

Если строительство будет идти строго по плану и не произойдет никаких непредвиденных обстоятельств, то к 2026 году величайшая постройка, начавшая свое существование под солнцем еще в прошлом столетии, наконец-таки будет завершена. Денежных средств на строительство сейчас хватает, так как к пожертвованиям прихожан добавились деньги от людей других конфессий, которые с нетерпением ждут окончания грандиозного строительство. Как ни странно, последнее время наблюдается достаточно значительный приток пожертвований из Японии.

Если строительство будет идти строго по плану и не произойдет никаких непредвиденных обстоятельств, то к 2026 году величайшая постройка, начавшая свое существование под солнцем еще в прошлом столетии, наконец-таки будет завершена. Денежных средств на строительство сейчас хватает, так как к пожертвованиям прихожан добавились деньги от людей других конфессий, которые с нетерпением ждут окончания грандиозного строительство. Как ни странно, последнее время наблюдается достаточно значительный приток пожертвований из Японии.

Оформление внутри

Внутреннее убранство храма, как и главный фасад, вдохновлено природными мотивами. Там нет прямых углов, а стройные ряды колонн напоминают лес. Это впечатление дополняют витражи, заполняющие пространство храма яркими красками.

За дополнительную плату можно подняться на смотровые площадки, расположенные в башнях (колокольнях) обоих фасадов. С северной площадки открывается вид на город, с южной — на залив и гору Монжуик. Подъем на вершину осуществляется на лифте, спуститься можно по винтовой лестнице.

В крипте Саграда Фамилия был похоронен сам Антонио Гауди, также там находится музей, посвященный строительству храма.

Фотография: внутри Саграда Фамилия

В крипте Саграда Фамилия был похоронен сам Антонио Гауди, также там находится музей, посвященный строительству храма.

7. Храм Святого Семейства строится из камня

Вопреки распространенному мнению, Храм Святого Семейства в Барселоне строится не из железобетона, а из камня ! Разумеется, при строительстве применяется и железобетон, уже Антонио Гауди в свое время использовал его – но главным строительным материала Саграда Фамилия остается именно камень.

Об этом мы неоднократно уже рассказывали, и, как бы удивительно это не звучало, учитывая грандиозные размеры церкви и век, в котором мы живем – это истинная правда. Камень выступал в качестве основного строительного материала с самого начала строительства, в те времена, когда проектом руководил первый архитектор Храма, Франсеск де Паула дель Вильяр.

Затем его сменил Гауди, продолживший использовать песчаник из карьеров Монжуика – архитектор считал свойства этого материала уникальными, как с точки зрения физических свойств, так и по причине хроматического разнообразия монжуикского камня из разных карьеров.

Читайте также:  Средняя зарплата в Чехии по профессиям, минимальных доход в Праге для граждан и мигрантов

Однако после того, как все карьеры на Монжуике были закрыты, Совет по строительству Храма вынужен был заняться поисков подходящего материала на замену по всему свету. Полностью идентичного материала найти так и не удалось, поэтому в дальнейшем при возведении Храма начали комбинироввать каменные блоки, добытые в различных местах – речь идет, ни много ни мало, о 60 различных типах песчаника, добываемого в Европе, Азии, Африке и Южной Америке.

Кроме того, при строительстве используется также гранит из нескольких каменоломен Галисии, голубой гранит из Бразилии (его уже можно видеть на башне Богородицы) порфир из Ирана (его широко будут задействовать при строительстве башни Иисуса), мрамор из Андалусии, травертин из Италии и Арагона, базальт из Каталонии и Италии.

22 февраля 2000 г. Конгрегация Свяртого Престола по делам святых дала официальное разрешение Архиепископату Барселоны открыть процесс по беатификации Антонио Гауди.

Адрес и часы работы храма Святого Семейства в Барселоне

Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona, Испания.

Часы работы: – с ноября по февраль с 09:00 до 18:00;

– март с 09:00 до 19:00;

– с апреля по сентябрь с 09:00 до 20:00;

– октябрь с 09:00 до 19:00;

– 25 и 26 декабря и 1 и 6 января с 09:00 до 14:00.

Билеты заканчивают продавать за 30 минут до закрытия.

Время проведения экскурсий зависят от времени года и дня недели. Время проведения экскурсий можно уточнить на официальном сайте.

– с апреля по сентябрь с 09:00 до 20:00;

Дохристианский период

Полуостров известен с периода развития древнегреческой цивилизации, когда он получил имя Афон — по имени титана, который на этом месте восстал против античного бога Посейдона. Мифы гласят, что весь полуостров Халкидики представляет собой огромный камень, который Афон метнул в Посейдона. По другой версии — это место где Посейдон одержал победу и погреб соперника под огромным камнем, а имя титана дало название горе Афон в Греции.

Впрочем, полуостров был известен и до того, как получил звучное мифологической название — до этого он звался просто Акти (ακτή — берег, утес). Населением полуострова были фракийцы, позднее к ним присоединились греки. Мягкий рельеф местности благоприятствовал развитию земледелия и животноводства, а удивительная красота местности сделала ее местом расположения античных храмов, их остатки впоследствии стали основанием на которых были построены христианские святые монастыри и храмы стоящие по сей день.

Считается, что христианство на Афон в Греции принесено первыми последователями, они прятались здесь от гонений и вели отшельническую жизнь. Известно, что святые горы существовали также в Сирии, Палестине и других местах, но сохранилась только Афон гора.

Правила посещения Святой горы

Большинство туристов имеют возможность увидеть гору и некоторые ее монастыри исключительно со стороны моря — во время круизной экскурсии по Эгейскому морю — вдоль берегов Афонского полуострова. Подобные морские экскурсии проводятся из прибрежных курортов Халкидики, в среднем занимают 5–6 часов.

Чтобы посетить монастыри Святой горы Афон, нужно получить диамонитирион (специальное письменное разрешение). Получить его может мужчина — последователь любой религии. Разрешение обычно дается на 4 дня, необходимый документ — паспорт, загранпаспорт. Рекомендуется заранее позвонить в офис, так как количество выдаваемых разрешений в день ограничено: 10 — для неправославных и 100 — для греков и православных.

Необходимо следовать определенным правилам относительно внешнего вида и поведения на Святой горе.

Прибывающие на остров священнослужители должны заведомо получить благословение Вселенского Патриарха, либо местного архиерея. Женщинам вход на территорию комплекса мужских монастырей на Афоне до сих пор запрещен. С полным перечнем правил посещения для паломников можно ознакомиться на сайте Афона.

На сайте Афона предложены услуги такси: номера телефонов представлены внизу страницы.

Расцвет Афона

Святая гора в IX столетии получила признание, как основной монастырский центр Востока. Монашество было трех видов: скитское, отшельническое и общежительное. Все три вида имели место на Афоне.

Устав Афона был разработан Петром Афонским и Ефимием Солунским. Документ устанавливал правила для всех жителей Святой горы. По этому Уставу живут и сегодня.

Во времена расцвета на полуострове было 180 обителей и скитов. Афон становится центром православия. Здесь развивается религиозное искусство – фрески, иконопись, книжная миниатюра.

После падения Константинополя, многие бесценные православные реликвии из этого города были переданы святогорцам на хранение.

Святая гора в IX столетии получила признание, как основной монастырский центр Востока. Монашество было трех видов: скитское, отшельническое и общежительное. Все три вида имели место на Афоне.

Добавить комментарий