Дворец Диоклетиана в Сплите – сооружение времен Римской империи

Где находится Дворец Диоклетиана

Дворец занимает большую территорию в историческом центре Сплита.

Как добраться:

Сплит – второй по величине город Хорватии. Сюда можно легко добраться из любого хорватского города на автобусе, автомобиле, морском транспорте. Найти Дворец в Сплите несложно, так как все туристы посещают исторический центр, где и расположено сооружение.

Дворец занимает большую территорию в историческом центре Сплита.

Дворец императора Диоклетиана

Римский император Диоклетиан (род. в 243 г., правил в 284—305 гг.) был выходцем из Далмации (современное Адриатическое побережье Хорватии). Вскоре после утверждения на троне Диоклетиан избрал себе соправителя — Максимилиана, отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восточную. Тем самым фактически было положено начало разделению Римской империи на Восточную и Западную.

Миратерра

Главная театральная и оперная сцена в Далмации – старейший из сохранившихся (открыт в 1893 г) Хорватский национальный театр в Сплите. Работа над проектом здания была выполнена местными архитекторами Эмилем Векьетти и Анте Безичем специально для городского театра; внутреннее оформление выполнили Наполеон Коззи, Эуженио Скомпарини, Иосиф Варводич. В 19 веке в Сплите действующего постоянно драматического коллектива еще не существовало, поэтому изначально сооружение предназначалось для постановок странствующих театральных трупп, рассчитано было на тысячу зрительских мест. По тому времени это был крупнейший театр в Юго-Восточной Европе.

Дворец Диоклетиана

В XVI веке некогда величественное сооружение была предано забвению, пока в 1764 году его заново не открыл Роберт Адам – архитектор из Великобритании.Именно ему английская архитектура обязана появлением так называемых «окон Диоклетиана» – полукруглых проемов с двумя вертикальными стойками, разделяющими окно на три секции – большую среднюю и две боковые поменьше.

Путешественнику на заметку

Осмотр Сплита обычно начинается с набережной, с юга, от Медных ворот. Но не откажите себе в удовольствии проследовать в обратном направлении. Двигайтесь от Золотых ворот до Медных вдоль кардо (ныне – улицы Перистиль (Peristil) и Иза Вестибюля (Iza Vestibula). Постарайтесь почувствовать замысел древних зодчих. Они стремились достичь эффекта нарастающего воздействия архитектурных форм. Сначала – строгая и величественная колоннада Перистиля. Затем – парадный Вестибюль.

Вид на Вестибюль личных покоев императора из Перистиля.

И только после этого посетитель попадал в чрезвычайно богато отделанные приёмные залы. Последний аккорд почувствовать невозможно. Но представить стоит!

На этом завершу исторический экскурс. Рассказывала о дворце я. 🙂

Широкий выбор отелей в Сплите делает их выбор очень непростым. Мы включили несколько фильтров из всего богатства выбрали четыре. Ценник на отели в Сплите сравним с парижским.

История появления дворца

Еще в начале нашей эры императором Римской империи был Диоклетиан. Именно он разделил территории страны на четыре части, под его руководством осталась Малая Азия и Балканы. Около своего родного города с названием Салона правитель решил построить резиденцию, где жил после отречения от престола и занимался садоводством.
Вскоре на территории резиденции обстроились жители Салоны, остерегаясь нападения варваров. Так, население уже составляло 4 тысячи человек, поэтому первоначальное внутреннее убранство дворца не сохранилось. В итоге образовался новый город Сплит, а бывший императорский мавзолей стал христианским собором. Подвальные помещения теперь служили складами для товаров.
Впервые исследовать дворцовый комплекс начали историки VI века. Зарисовки здания появились в 1764 г. в связи с трудоемкой работой английского архитектора Роберта Адама. Лишь в ХХ столетии замеры делали уже более подробно. Сегодня дворец представляет собой исторический центр, где находятся жилые помещения и отели, разнообразные рестораны и магазины.

Во время возведения использовались островской кирпич, кристаллизованный известняк, туф из местных рек, сфинксы и колонны из египетского гранита, мрамор из Мармары.

Часы работы и стоимость билетов

Плата за вход отсутствует. Тем не менее, некоторые достопримечательности требуют билета, такие как дворец Диоклетиана, Кафедральный собор Святого Домния, колокольня и храм Юпитера.

Время работы: круглосуточно.

Стоимость билетов: бесплатно.


Собор Святого Дамиана — самая заметная из достопримечательностей этого места. Первоначально построенный как мавзолей, он расположен на главной площади. Собор преобразовали в церковь после падения Рима, а колокольню пристроили в 13-м веке. На ее строительство ушло 300 лет.

Приют венценосного беглеца

В 305 г. Диоклетиан совершил поступок, крайне необычный не только для римских императоров, но и для монархов вообще: он добровольно оставил трон и уехал из Рима в родную Далмацию. Здесь по его приказу близ приморского города Салоны, в местечке Аспалатос, располагавшегося на месте современного Сплита, был построен грандиозный, хорошо укрепленный дворец-крепость, в котором бывший правитель Римской империи провел последние годы жизни (305–308 гг.), окружив себя неслыханной роскошью.

«Император Диоклетиан основал город Аспалат и построил в нем дворец, превышающий всякое описание, которого остатки носят следы древнего величия, хотя они уже почти стерты веками», – писал в X в. византийский император и историк Константин Багрянородный.

Выбор места для строительства дворца был обусловлен тем, что в нескольких километрах от его резиденции находился город Салона, где Диоклетиан родился. После смерти Диоклетиана дворец был заброшен. Последующие римские императоры бывали здесь редко, только один из последних императоров, Юлий Непот, жил здесь какое-то время уже после падения империи.

Читайте также:  Авиакомпании напомнили об овербукинге

В V в. в результате опустошительных набегов варваров были разрушены окрестные римские селения. Спасаясь от набегов, уцелевшие жители этих городов переселились на территорию огромного и пустовавшего тогда дворца-крепости. За короткий срок он превратился в город с населением около 4 тысяч человек. При этом постройки дворца подверглись значительной реконструкции – их приспосабливали под нужды городского населения. В результате, по словам одного из путешественников, «множество почтенных обломков прошлого было принесено в жертву повседневной жизни». В XIII–XIV вв. разросшийся город вышел за крепостные стены, и дворец превратился в своеобразный город в городе – в Средние века в нем было сооружено более 250 домов, буквально втиснутых внутрь стен бывшей императорской резиденции и разделенных лабиринтом узких улочек.

Интерес исследователей к остаткам громадного античного дворца пробудился лишь в эпоху Ренессанса. Как полагают исследователи, дворец Диоклетиана во многом явился источником вдохновения для Андреа Палладио – крупнейшего итальянского зодчего XVI столетия, на чье творческое наследие в последующие времена опирались многие ведущие мастера архитектуры европейского классицизма.

В 1764 г. в Сплите побывал английский архитектор Роберт Адам, который впервые зарисовал и опубликовал многочисленные виды дворцовых зданий и его архитектурные детали. Детальные обмеры и исследования памятника произвел немецкий архитектор Г. Ниман в начале ХХ в. В 1910 г. он опубликовал свой вариант реконструкции фасадов дворца. Позднее другие немецкие ученые, Е. Хебрард и И. Зейлер, создали полную реконструкцию дворца Диоклетиана, которая сегодня принята как наиболее достоверная. Огромные реставрационные работы, ведущиеся здесь в течение многих лет, позволили сделать многие новые открытия.

В 653 г. мавзолей был обращен в кафедральный собор Св. Доима. В это время надгробие Диоклетиана было сломано, а в XIII в. рядом с мавзолеем была возведена высокая стройная колокольня.

Дворец Диоклетиана в Сплите

Остия

Одним из старейших портовых городов Апеннинского полуострова, построенных римлянами, был порт Рима город Остия, расположенный в устье Тибра. Раскопки последнего времени уточнили дату основания Остии-330 г. до н. э. Как и все ранние колонии, Остия строилась по единому образцу. Она была рассчитана на население от 2 до 6 тыс. жителей. Каждому жителю давался участок от 30 до 58 югеров, т. е. от 9 до 17, 4 га. Все мужское население должно было нести гражданскую и военную службу. Город в основном развивался вдоль «декумануса максимуса», на который выходили основные торговые, складские и общественные здания-термы, театр, храмы. Главный форум по традиции находился на пересечении декумануса с кардо. Здесь располагались два главных храма города: Капитолий, т. е. храм, посвященный главной триаде богов-Юпитеру, Юноне и Минерве и храм Ромы (божество государственности) и Августа. Город был окружен крепостной стеной.

Остия. Основана около 330г. до н. э.; перестроена в конце I в. до н. э. Фрагмент плана города 1 -храм Юпитера, Юноны и Минервы; 2-форум; 3-храм Ромы и Августа; 4-Большие термы; 5-двор, примыкавший к главной улице (декуманус максимус); 6-склады; 7-комплекс четырех храмов (И в. до н. э. ); 8-портик театра; 9-театр; 10 -термы; 11-Римские ворота; 12-рынок и склады

Дворец Диоклетиана в Сплите

Город-резиденция па примере дворца Диоклетиана в Сплите. Так же, как города-святилища, города-резиденции были редким случаем в градостроительной практике римлян, Главным местопребыванием римских императоров была столица, во время же походов и поездок по империи они останавливались в тех или иных провинциальных городах, устраиваясь там на временное жительство. Рим как главная императорская резиденция не знал конкурентов, Однако во времена Диоклетиана (284-303 гг. ) положение изменилось. Постоянные восстания в провинциях, общая деградация централизованной власти, кризис рабовладельческой экономики заставили императора Диоклетиана провести ряд реформ и в том числе политическую, Власть была разделена между двумя императорами (при сохранении главенства Диоклетиана) и двумя цезарями, Каждый из них имел свою резиденцию. Диоклетиан имел постоянную резиденцию в городе Никомедия (Вифиния) на азиатском берегу Мраморного моря, неподалеку от Босфора. Его соправитель Максимиан-в Медиолануме (Милане), цезарь Гай Валерий имел представительство в Сирмии (на р. Саве), а цезарь Констанций Хлор-в городе Августа Треверов (Трире). Таким образом число столиц увеличилось. Рим же, сохраняя значение столичного города, фактически не был им. Император Диоклетиан помимо официальной резиденции в Никомедии построил частную резиденцию у себя на родине в Далмации на берегу Адриатического моря в Сплите.

Дворец Диоклетиана в Сплите. План
1- Северные (Золотые) ворота; 2-Восточные (Серебряные) ворота; 3-Западные ворота; 4-так называемый Мавзолей; 5-храм; 6-дворцовые помещения

Дворец Диоклетиана в Сплите (начало IVв. н. э. ). Реконструкция

Дворец Диоклетиана в Сплите (Спалато) был закончен в 305 г. По своей композиции он представлял собой город, спланированный по типу военных лагерей с высокими крепостными стенами, башнями и воротами. Общий размер городской территории был 215 х 180 м. Главные улицы шириной 11 м имели на всем своем протяжении колоннады. В северной части города располагались кварталы, где была расквартирована императорская гвардия, находились конюшни и провиантские склады. Ближе к дворцу располагались два ансамбля: мавзолей императора (так называемый храм Юпитера)-восьмигранное центрическое сооружение и святилище с храмом. Дворцовые покои императора, обращенные к морю, представляли собой сложный комплекс внутренних помещений, подчиненных главной оси симметрии. Следует отметить, что город-дворец Диоклетиана являлся одним из поздних сооружений античного Рима, в котором в едином архитектурном комплексе объединялись дворец, крепость и город.

Читайте также:  Как стать гражданином Черногории россиянину в 2020 году

Остия. Основана около 330г. до н. э.; перестроена в конце I в. до н. э. Фрагмент плана города 1 -храм Юпитера, Юноны и Минервы; 2-форум; 3-храм Ромы и Августа; 4-Большие термы; 5-двор, примыкавший к главной улице (декуманус максимус); 6-склады; 7-комплекс четырех храмов (И в. до н. э. ); 8-портик театра; 9-театр; 10 -термы; 11-Римские ворота; 12-рынок и склады

Дворец Диоклетиана

Дворец был сооружен по образцу римского военного лагеря. Он имел форму неправильного четырехугольника и по периметру был окружен мощными стенами.

В каждой из четырех стен располагались ворота: Золотые (Porta aurea) на севере, Серебряные (Porta argentea) на востоке, Бронзовые (Porta Aenea) на юге и Железные (Porta ferrea) на западе. До наших дней дошли чёткие полукружия маленьких арок и резные капители Золотых ворот, боковые башни Серебряных и Железные ворота, с изображением богини Победы над аркой.

Своей южной стороной дворец был обращен к морю. В этой части находились пышно украшенные покои Диоклетиана, библиотеки, трапезная и термы, а по верху оборонительной стены шла широкая крытая галерея для прогулок и отдыха императора.

Если заходить на территорию со стороны набережной, то попадешь в длинное прохладное помещение – это подвалы древнеримского дворца, над которыми находились императорские покой. Сегодня здесь активно торгуют сувенирами.


Пройдя подвалы насквозь, мы попадаем на центральную площадь, обрамленную колоннадой — Перистиль. Римлянами она использовалась для торжественных церемоний, а в наши дни на площади проходит ежегодный театральный фестиваль Сплитское лето. Здесь же, на ступеньках Перистиля, в левой части площади (если смотреть от подвалов) расположен и один из популярных в Сплите ресторанов – Luxor.


За спиной у нас расположен вход в императорские покои. Он оформлен в виде портика с четырьмя колоннами из темно-красного гранита, сооруженного на высоком подиуме с двумя симметричными лестницами. Когда-то его увенчивала бронзовая квадрига с богиней Победы – ее макет мы видели в музее города Сплита.
Вход ведет в Вестибюль — большой круглый зал с куполом. Я очень хотела увидеть этот знаменитый «открытый» купол, но к сожалению, из-за ремонта, все помещение Вестибюля было закрыто и оставался лишь узкий проход.

Некогда это был один из парадных залов дворца — с мраморной облицовкой и мозаичным полом. Вестибюль вел в личные апартаменты императора, убранство которых отличалось неслыханной роскошью. Стены были облицованы мрамором различных цветов, полы покрыты мозаичным узором. Комнаты украшали дорогие редкие ткани, мраморные скульптуры, вазы. Многое из этого было привезено из восточных стран или взято из греческих храмов и дворцов. К сожалению, от этого великолепия ничего не сохранилось: значительная часть покоев императора была разрушена и перестроена в последующие века.

Чуть дальше располагался императорский триклиний — пиршественный зал, который под влиянием греческой традиции выделяли в отдельную комнату. Здесь римляне ели, пили и придавались другим утехам, возлежа на ложах-клиниях.

Если заходить на территорию со стороны набережной, то попадешь в длинное прохладное помещение – это подвалы древнеримского дворца, над которыми находились императорские покой. Сегодня здесь активно торгуют сувенирами.

Эзотерическая информация

Исследования дворца начались лишь в VI веке. Первые зарисовки этих зданий были выполнены в 1764 году Гобертом Адамом, архитектором из Англии. Детальные замеры начались намного позже.

Крипта церкви Сакре Кер

Под центральным алтарем базилики устроена крипта, в которой находится несколько погребальных залов – в них покоятся некоторые церковные и исторические деятели Франции. Здесь можно увидеть их гробницы, монументальные скульптурные композиции, а также предметы церковного искусства.

Под центральным алтарем базилики устроена крипта, в которой находится несколько погребальных залов – в них покоятся некоторые церковные и исторические деятели Франции. Здесь можно увидеть их гробницы, монументальные скульптурные композиции, а также предметы церковного искусства.

Что ждет туристов в храме Сакре-Кёр на Монмартре

Уже от вида издалека захватывает дух – белоснежная базилика, к которой ведет 237 ступеней. Колокольня имеет высоту 100 метров, а центральный купол Сакре-Кёр- 83 метра. К слову, колокол Савояр является самым большим колоколом Парижа – его вес составляет 19 тонн.

Подняться к базилике можно по лестнице или на фуникулере (2 евро). Сверху открывается потрясающий вид, в солнечную погоду можно увидеть не только панорамы Парижа, но и окрестности города.

Перед храмом Сакре-Кёр находятся статуи Жанны д’Арк и Людовика IX – именно эти персоны являются знаковыми для французских католиков. А еще здесь есть фонтан и разбит сад.

Войдя внутрь базилики, турист окажется в просторном зале. Его главным украшением являются витражи и мозаика «Благоговение Франции перед Сердцем Господним».

Если попасть в Сакре-Кёр во время проведения службы, то можно услышать потрясающие звуки органа и необычайной красоты хоровое пение.

Читайте также:  Бразилия, города и достопримечательности, виза, карты, погода и фото

Также туристы могут спуститься в крипту для поклонения статуе Спасителя с пылающим сердцем.


На купол можно подняться:

Базилика Сакре-Кёр в Париже

Базилика Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца» (время посещения ежедневно с 6.00 до 22.15; метро Abbesses/Anvers) – это причудливая имитация византийского храма, башня и белоснежный купол которого стали неотъемлемой частью парижского небосклона.

Собор Сакре-Кёр (Basilique du Sacre Coeur) был возведён в конце XIX столетии по инициативе Католической церкви, желавшей искупить «преступления» Парижской Коммуны.

Противники строительства церкви, к которым относился и Клемансо, взяли реванш, присвоив расположенному у подножия монументальной лестницы скверу – скверу Вилетт – имя местного художника, который во время освящения церкви стал кричать «Да здравствует дьявол!».

Внутреннее убранство базилики Сакре-Кёр представляет собой еще большую неовизантийскую мешанину, но ее компенсирует самое главное достоинство Сакре-Кёр – вид с вершины собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь с 8.30 до 19.00; октябрь-март, 9.00-18.00; стоимость 5 евро).

Высота у собора почти такая же, как у Эйфелевой башни, поэтому сверку город виден как на ладони, окруженный холмами, с высотными домами в юго-восточной части, на высотах пригорода Бельвиль и на западе в квартале Дефанс. Возвышающееся в самом центре города сооружение – это башня Монпарнас, а позади нее, на некотором расстоянии, видны высотные дома южных пригородов.


Собор Сакре-Кёр (Basilique du Sacre Coeur) был возведён в конце XIX столетии по инициативе Католической церкви, желавшей искупить «преступления» Парижской Коммуны.

Храм Святого Сердца: 12 интересных фактов о базилике Сакре-Кёр

Едва ступив на парижскую землю, хочется скорее увидиться с ней — одной из главных красавиц романтической столицы, облаченной в белоснежный наряд, словно невеста. Эта добрая леди чиста душой и готова принять каждого, чтобы утолить его печаль или разделить радость. Она — прекрасная и неповторимая базилика Сакре-Кёр, о секретах которой мы решили рассказать в сегодняшнем материале. Вам повезло не раз увидеться со всеобщей любимицей? Проверьте, насколько хорошо вы с ней знакомы!

Basilique du Sacré Cœur построена в память о жертвах франко-прусской войны. У ее основания лежит увесистый ящик с французскими медалями. А в крипте храма хранится урна с сердцем Александра Лежантиля, одного из знатных парижан и инициаторов строительства легендарной церкви.

Фото: shutterstock

Первый камень Сакре-Кёр заложили 16 июня 1885 года. Завершилось строительство спустя три десятилетия, а открытие и освещение храма состоялось в 1919 году. По завершении войны.

Фото: idealista.com 3

Холм Монмартр оказался слишком хрупким основанием для внушительного здания базилики. Для укрепления грунта строителям пришлось вырыть более 80 колодцев глубиной до 40 метров. В каждый из них установили мощный каменный пилон. На них-то и держится фундамент гигантского собора Святого Сердца.

Фото: shutterstock

Колокол, венчающий Сакре-Кёр — один из самых больших в мире. Отлили Savoyarde мастера из городка Анси (департамент Верхняя Савойя) в 1891 году. Его вес составляет без малого 19 тонн. Один язык только тянет на 850 кг!

Фото: attelages-magazine.com Фото: attelages-magazine.com 5

Верхушка знаменитого овального купола Basilique du Sacré Cœur — вторая по высоте точка Парижа. Ближе к небу только Эйфелева башня. А высота храма почти равна высоте холма Монмартр.

Фото: frenchmoments.eu 6

Если свернуть перед базиликой вправо, по улице Азе или Сент-Элетер, можно попасть на площадь Тертр — в прошлом уголок садизма, где когда-то свершались жестокие и зрелищные казни преступников. Сегодня это вполне милое и симпатичное место, окруженное множеством кафе и заполненное художниками.

Фото: flickr.com by Gaston Batistini 7

Храм возведен из редкого известняка, доставленного в Париж из карьеров Шато-Ландон. При контакте с водой камень покрывается белым налетом, не впитывает городской смог и выхлопные газы. Благодаря этому качеству материала церковь всегда блещет перед гостями безупречной белизной.

Фото: shutterstock 8

Ко входу Сакре-Кёр ведет длинная лестница из 237 ступеней. При желании можно проверить, но главное — не сбиться со счета в середине пути.

Фото: shutterstock 9

В ясную погоду с вершины Монмартра открывается прекрасный вид. Аж на 50 километров вокруг. Можно рассмотреть не только прилегающие к холму улочки, но и отдаленные шумные проспекты. Отличное место, что увидеть Париж во всей красе и величии!

Фото: commons.wikimedia.org

А вот так смотрится любимый собор от Центра Жоржа Помпиду:

Фото: shutterstock

За смешение множества архитектурных стилей, чуждых культурной столице, собор Святого Сердца получил смешливое прозвище «национальный торт».

Фото: cms.enjourney.ru 11

Именно около Sacré Cœur проходили съемки знаменитой французской романтической комедии «Амели». По сюжету главные герои проезжают перед базиликой на скутере. И отсюда же героиня звонила из уличного автомата. Последний был установлен у храма специально к съемкам.

Фото: evanerichards.com 12

Огромный и громкий орган Сакре-Кёр — один из самых больших и старинных в мире. Специалисты делают всё возможное, чтобы сохранить его разрушающиеся от старости детали. Как-никак это часть культурного наследия Франции!

Фото: flickr.com by pierremarteau

Больше информации и часы работы базилики смотрите в нашем «Путеводителе». Также приглашаем всех желающих на прогулку по любимым местам Эрнеста Хемингуэя.

Фото: shutterstock

Добавить комментарий